Водоемам и их берегам часто нужен ручной труд

Общество
Малые реки, ручьи, родники и пруды — настоящее сокровище нашего города. Но многим из них сегодня нужна помощь: мусор, грязь, слив промышленных отходов стали бичом уникальной водной экосистемы. «ВМ» не могла остаться в стороне. Мы начали акцию «Чистая река» по спасению малых рек Москвы. Каждый день наши корреспонденты исследуют водные артерии города.

Сегодня территорию столицы украшают 190 рек и более 600 прудов. Их прибрежные территории нуждаются в очистке от мусора. «ВМ» призывает жителей проявить милосердие к малым водным артериям.

Свой взгляд на проблему малых рек столицы в эксклюзивном интервью «ВМ» высказал руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Антон Кульбачевский.

- Антон Олегович, как ваши специалисты оценивают сегодняшнее состояние малых рек и прудов в городе?

- Состояние малых рек и других водоемов города в последнее время улучшилось. Это неоспоримый факт, подтверждаемый результатами нашего мониторинга. Некоторые малые речки уже постепенно переходят из категории загрязненных в категорию умеренно загрязненных и условно чистых (к примеру, Сходня, Соболевский ручей, Керосиновый ручей).

- Что этому способствует?

- Многие малые реки нашего города уже давно являются частью коллекторской сети ГУП «Мосводосток». Но есть федеральная программа по восстановлению малых рек. Столичное правительство участвует в ее реализации. Существенные средства были затрачены когда-то для того, чтобы упрятать ту или иную речку в бетонный коллектор. Вернуть все обратно и привести в естественное состояние — занятие еще более затратное и долговременное. Но при всем этом мы такую работу проводим, и в год по несколько сотен метров, а то и по километру высвобождаем некоторые речки и ручьи из бетонного плена.

Понятно, что в центре города такая работа не проводится: все реки давно в коллекторах, многие проходят под густонаселенными жилыми кварталами, напряженными транспортными артериями. Но где-то на окраине города, возможно, еще удастся вернуть какой-то речке первозданный вид.

- Сердобольные москвичи берут шефство над некоторыми животными в зоопарке, организуют приюты для бродячих животных. Возможно ли энтузиастам и любителям природы «удочерить» какую-нибудь речку или ручей?

- Опыт «удочерения» малых рек есть и в Москве. Такими энтузиастами чаще всего становятся школьные и другие образовательные учреждения. Они не реабилитируют речку полностью, но берут шефство над каким-то ее участком: убирают там мусор, очищают родники. В некоторых местах даже углубляют дно. Конечно же, без применения специальной техники, вручную.

- А техника такая есть — для механической очистки русла речки, дна пруда или озера?

- Специальной очистительной техники много. Мы ее применяем. Но стараемся использовать все-таки ручной труд. Потому что техника может нарушить среду, которая окружает водоем. Ведь речка, по закону природы, должна течь не по бетонному, а по земляному руслу. Наше вмешательство в экосистему ограничивается укреплением берегов там, где это требуется. Такие работы мы выполняем либо бревнами лиственниц, либо натуральным камнем.

- Общественность города вас поддерживает?

- Умеренно и критично. Наши критики говорят, что берега укреплять не надо — природа сама обо всем позаботится. Не могу согласиться с таким доводом. Если речка не в коллекторе, а доступна населению, то люди идут к ней отдыхать, гуляют, жарят шашлыки. И многие после себя оставляют мусор. В результате воздействие человека на берега становится слишком тяжелым. Кроме того, со временем происходит и естественное подмывание берегов, некоторые из них обрушаются. Поэтому без помощи человека в таком мегаполисе, как Москва, ни один водоем самостоятельно не выстоит. Отсюда вывод: малые речки, ручьи и водоемы города время от времени должны проходить реабилитацию. С этой целью мы, например, вычищаем дно родников, обустраиваем водоток, увеличиваем толщину водяного слоя. Но хочу сразу предупредить читателей «ВМ», что облагороженный родник не является источником питьевой воды. Все наши анализы воды из родников на территории Москвы говорят о том, что в ней присутствует много солей тяжелых металлов. При этом, повторюсь, родники нужно беречь, так как они являются важнейшей частью городской экосистемы.

- Так вы за шефство над малыми речками и ручьями или за приведение их в порядок лишь с помощью властей?

- По поводу «удочерения» малых рек и ручьев скажу так: если «ВМ» выступит инициатором этой полезной акции, то мы ее, конечно же, поддержим.

ГОРОЖАНЕ ТОПЯТ ВСЕ: ОТ ДИВАНОВ И ШИН ДО ХОЛОДИЛЬНИКОВ

Загрязнение столичных водоемов стало темой круглого стола, прошедшего в редакции «ВМ». Наши гости — представители служб, отвечающих за состояние и качество воды в городских речках, ручьях и прудах.

Лариса Минзар, заместитель генерального директора ГУМ "Мосводосток" : Все реки в Москве находятся в федеральной собственности, а все пруды — собственность города. ГУП «Мосводосток» обслуживает 55 рек и ручьев и порядка 200 прудов. Мы убираем берега, трехметровую полосу зеркала воды, проводим дноочистительные работы, убираем мусор. Уже за этот год наши службы извлекли больше 2500 единиц крупногабаритного мусора.

«ВМ»: Что это за мусор?

Лариса Минзар: Например, холодильники или остатки автомобилей, шины, аккумуляторы, диваны. С прудов мы уже убрали 83 тонны хозбытового мусора — это бутылки, банки, пакеты. А с акватории рек — 300 тонн.

Лейла Ибадова, специалист ГПГУ "Мосэкомониторинг": И все-таки за последние годы нам удалось переломить ситуацию — уже три года мы нечасто фиксируем высокие и экстремально высокие концентрации определенных загрязняющих веществ. Сама величина этих превышений сокращается. А по нефтепродуктам и взвешенным веществам я отдельно хочу отметить, что в 2012– 2013 годах у нас самые низкие значения за последние несколько лет наблюдений.

«ВМ»: А куда можно сообщать о возможном загрязнении?

Анна Хитрова, пресс-секретарь департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы: Можно позвонить на горячую линию в департамент по телефону (495) 644-20-77. Можно воспользоваться на нашем сайте (eco.mos.ru) функцией «Обратная связь» и написать письмо. У нас также каждый месяц глава департамента встречается с жителями. После сигнала жителей выезжают сотрудники отдела экологического контроля совместно с МЧС, «Мосэкомониторингом», «Мосводостоком». То есть все ведомства оперативно реагируют, берут пробы и выясняют, что стало источником загрязнения. Кроме того, можно связаться с префектурой и с «Мосводостоком».

Лариса Минзар: Кстати, хотела отметить, что у нас в стране очень жесткие нормативы. Жестче, чем те, что предъявляются к водным объектам, например, в Евросоюзе. И почти по всем показателям у нас вода чище.

МУТНАЯ ВОДА НЕ ЗНАЧИТ ГРЯЗНАЯ. ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ ЕЕ СОСТОЯНИЕ, СУЩЕСТВУЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ

ГПБУ «Мосэкомониторинг» наблюдает за состоянием всех природных сред города, в том числе и воды. «ВМ» побеседовала с его руководителем Полиной Захаровой.

- Какая речка считается чистой?

- Жители хотят видеть прозрачную воду, сквозь которую видно камушки. Но для равнинных рек это нехарактерно. Все они отличаются мутностью, высоким содержанием взвешенных частиц.

- То есть мутная вода не значит грязная?

- Чтобы оценить состояние воды, существуют нормативы — рыбохозяйственные и культурно-бытовые.

- Расскажите о них.

- Рыбохозяйственные применяются к тем водоемам, где разводят рыбу. Они жестче. Культурно-бытовые относятся к объектам с функциями зоны отдыха.

- Каково состояние рек Москвы?

- Ситуация улучшилась. Еще 10–12 лет назад большинство из тех, которые мы контролируем, относились к классу загрязненных. А на сегодня пять речек улучшили свой класс качества, у других среднегодовые показатели стали лучше.

- Что стало причиной?

- Появилась вакуумная уборочная техника. Она справляется с пылью эффективнее. Стало больше мокрых уборок улиц. Благоустраиваются природные территории, многие из них прилегают к речкам. Все это привело к положительному результату.

ОТБОР ПРОБ ДЛЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

Выбор места для взятия проб

- Створы отбора и оценки проб устанавливают на водоемах примерно в одном километре выше ближайшего по течению пункта водопользования (водозабор для питьевого водоснабжения, места купания, организованного отдыха, территория населенного пункта

- Ежедневные пробы следует отбирать в одно и то же время суток, а сезонные исследования должны длится не менее одного года, включая исследования проб, отобранных в течение каждого времени года

- На непроточных водоемах и водохранилищах створы отбора и оценки проб устанавливают в одном километре в обе стороны от пункта водопользования

- Обычно принято отбирать пробы воды одного створа в трех точках (у обоих берегов и в фарватере). Но можно и в одной-двух точках (при ограниченных технических возможностях или на небольших водоемах)

-  Обычно пробы отбирают в местах максимально бурного течения, где потоки хорошо перемешиваются. Пробоотборники помещают вниз по течению потока, располагая на нужной глубине

- По итогам 2013 года общее количество створов наблюдений за качеством воды поверхностных водных объектов Москвы доведено до 66, периодичность наблюдения — не реже одного раза в квартал, в большинстве створов — ежемесячно

Посуда для проб воды

- Стандартные батометры либо бутыли вместимостью не менее одного литра, открывающиеся и наполняющиеся на требуемой глубине. Отбор проб, не предназначенных для анализа сразу же (т. е. отбираемых заблаговременно), производится в герметично закрывающуюся стеклянную или пластмассовую (желательно фторопластовую) посуду вместимостью не менее одного литра 

- Отбор проб непосредственно перед анализом по одному из показателей может быть выполнен в колбу вместимостью 250–500 миллилитров (например, из состава комплекта лаборатории, измерительного комплекта и т. п.)

Анализ пробы

- Лабораторный анализ отобранных проб определяет содержание 24–40 физико-химических показателей:

- Биогенные элементы (ионы аммония, нитрит-, нитрат- и фосфат-ионы);

- Органику по БПК5 (биохимическое потребление кислорода пятисуточное, характеризующее количество в воде легкоокисляемой органики) и ХПК (химическое потребление кислорода, характеризующее количество трудноокисляемой органики);

- Нефтепродукты, фенолы, формальдегиды, сульфиды, взвешенные вещества и прозрачность, хлориды, сульфаты и сухой остаток,

- Анионоактивные поверхностно-активные вещества (ПАВ);

- Металлы (железо, марганец, медь, цинк, свинец, никель, кадмий, хром общий и шестивалентный, алюминий);

- Растворенный кислород, водородный показатель рН;

- Органолептические показатели (цвет, запах, осадок);

- Прозрачность воды

КАЖДЫЙ МОЖЕТ ВНЕСТИ СВОЮ ЛЕПТУ, И СИТУАЦИЯ УЛУЧШИТСЯ

Серая кряква лишь посторонилась, пропуская меня под зеленые своды речки Ички, которая, наполняя знаменитые Джамгаровские пруды, пробивается к Яузе. Именно пробивается, просачиваясь сквозь завалы гнилых деревьев, бытового мусора, строительных отходов.

— С мусором беда, — вздыхая, разводит руками Вадим, работник компании ООО «Гарден Грин», которая отвечает за чистоту берега. — Стою вот, жду, когда отдыхающие закончат готовить шашлыки, отдохнут и соберутся уходить. Тогда я должен неназойливо напомнить им о том, что они обязаны забрать с собой все отходы после своего веселья.

Отходы самые разнообразные. Даже продуктовая тележка известного супермаркета застряла в иле. Мешки с мусором у машины «Зеленого патруля» множатся, словно головастики в зарослях осоки. Рядом, рукой подать, — безобразные заборы старинных дач.Казалось бы, так просто протянуть руки речке и собрать с ее глади пластик, деревяшки, вытащить топляк.

Тогда вот этот пескарик не будет так трудно и печально хватать ртом воздух, плывя в бессилии по течению речки (признак его немощи, потому что здоровая рыба плавает против течения). Возможно ли приласкать и оживить столичный ручеек? Это своим ухоженным видом подтверждают знаменитые Джамгаровские пруды — кусок речки Ички. Нашлась добрая душа — и речказамухрышка из гадкого ручейка превратилась в роскошный водоем.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Николай Алексеевский, заведующий кафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ:

-  Река зачастую является трассой для ее обитателей. Соответственно, когда, к примеру, река убрана в коллектор, их привычная среда обитания меняется, что не лучшим образом сказывается на экологии. Но если каждый будет вносить свою маленькую лепту, ситуация станет лучше. Не обязательно каждому становиться волонтером и собирать мусор за другими людьми. Достаточно хотя бы свой не оставлять.

amp-next-page separator