Дорога жизни на «Донецк»

Общество
СПЕЦРЕПОРТАЖ. Граница России и Украины, проходящая между Донбассом и Ростовской областью, на сегодняшний день – незримая черта, отделяющая войну от мира. Эту черту ежедневно переходят тысячи жителей юго-востока Украины, спасающихся от «антитеррористических» инициатив киевской хунты. А в обратную сторону по-прежнему пробираются десятки российских добровольцев. До недавнего времени перебраться из одной страны в другую можно было через добрый десяток контрольно-пропускных пунктов. Сегодня же гарантированно пересечь границу можно только с украинской заставы «Изварино» - через российский пост «Донецк».

Картину массового исхода русскоязычного населения Донбасса в Россию подробно описал в романе-антиутопии «Эпоха мертворожденных» луганский писатель Глеб Бобров еще в 2007 году. И самая страшная глава в этой книге посвящена как раз «Изварину»: растянувшаяся на десятки километров очередь автомобилей с беженцами, неделями живущими на обочинах. Демонстративная медлительность украинских пограничников. Жуткая антисанитария. И еженощные кровавые рейды приграничных банд, грабящих, насилующих и убивающих беззащитных людей...

Реальность, к счастью, оказывается не такой пугающей: людей из «Изварино» на российский пункт «Донецк» выпускают максимально оперативно. Беженцы, кто на машинах, а кто и пешком – хоть и выглядят растерянно, на глазах приободряются, стоит им только ступить на российскую территорию.

Фото: Андрей Коц, «Вечерняя Москва»

Через границу одна за другой проезжают битком забитые домашним скарбом легковушки. Пешеходы тащат баулы и спортивные сумки, катят коляски. С КПП их отправляют в палаточный лагерь МЧС, расположенный примерно в километре от границы. Там беженцев кормят, поят и дают ночлег. Из лагеря жителей Донбасса развозят автобусами по областным санаториям и в другие регионы России.

Наши пограничники подчеркнуто вежливы, спокойны и, в отличие от своих украинских коллег, почти не вооружены. Только форменный камуфляж и кобуры с табельными пистолетами на портупеях.

- Война пока что идет только информационная, поэтому давай сразу договоримся – наших лиц ты не фотографируешь, а фамилий не называешь, - внимательно смотрит в глаза подполковник Павел Иванович, начальник КПП. – Это не блажь, украинская пропаганда любые наши слова может переиначить по-своему и потом использовать в своих целях.

Граница России и Украины, проходящая между Донбассом и Ростовской областью, на сегодняшний день – незримая черта, отделяющая войну от мира. / Фото: Андрей Коц, «Вечерняя Москва»

По словам офицера, за сегодняшний день к 15.00 границу уже перешли около пяти тысяч человек. И тенденции к снижению плотности потока нет – погранпункт открыт круглосуточно и без перерывов. На прием людей с Украины переориентировали даже те стойки для проверки документов, где раньше работали с гражданами, выезжающими из России. Таких, к слову, я за сегодня не увидел ни одного. А как же добровольцы?

- Раньше их было гораздо больше, когда украинские пограничники пропускали почти всех желающих, - объясняет начальник погранпункта. – Сейчас же попасть туда очень сложно, проверяют всех тщательно. Более того, сейчас часто добровольцы возвращаются обратно. Навоевались. Но, повторюсь, больше всего работы с беженцами. Главное, чтобы пограничники с украинской стороны не закрыли свой пункт: очередь автомобилей с той стороны растянулась километров на десять. Представьте, что будет, если им перекроют дорогу. Да они штурмом пойдут.

Некоторые беженцы пытаются попасть на территорию России в обход «Донецка» - через лесополосу, или огромную терракотовую насыпь. Пограничники таких отлавливают. Но по понятным причинам не показывают журналистам места, где проходит патрулирование. Государственная граница – объект, все-таки, стратегический. И оборонять ее есть чем, хоть на виду оружия здесь и нет. Немедленно вспоминается происшествие с украинской БМП, пересекшей российскую границу в районе села Миллерово. Пограничники тогда оперативно прибыли на место и не позволили второй БМП вывезти первую машину.

- Сейчас уже можно говорить, что экипаж БМП, по сути, заблудился, растерялся, начал крутиться на месте и, в итоге, застрял, - рассказал «ВМ» официальный представитель Пограничной службы ФСБ России по Ростовской области Василий Малаев. – Сейчас по этому поводу проводятся следственные действия, саму БМП наши вытащили и отогнали куда следует.

Подобных провокаций российские пограничники не то, чтобы опасаются, но не исключают. Хотя и сомневаются, что украинская сторона решится на что-то серьезное.

- Если сюда такая же БМП въедет, то тут и останется, - усмехается офицер, представившийся Николаем. – Это, все-таки, уже территория России. И акт агрессии против объектов на российской границе – акт агрессии против страны в целом. Так что мы спокойны. Идет обычная работа, хоть и в очень плотном режиме. Работаем посменно, на КПП есть комната для отдыха. Здесь войны нет и, очень надеюсь, никогда не будет.

Граница России и Украины, проходящая между Донбассом и Ростовской областью, на сегодняшний день – незримая черта, отделяющая войну от мира. / Фото: Андрей Коц, «Вечерняя Москва»

Стрельбы по ту сторону границы не слышно, зарева от пожаров не видно. Единственный инцидент произошел 8 мая, когда неизвестные атаковали украинский погранпункт и метнули в него коктейль Молотова. Официальный Киев тогда тут же обвинил в провокации Россию. Вот только нападавшие были с украинской территории.

В целом же взаимоотношения с украинскими коллегами у наших пограничников сейчас ровные. Проводится обмен информацией о беженцах, о ситуации вокруг погранпунктов. Так, тела журналистов ВГТРК, погибших под Луганском, с территории Украины в Россию удалось вывезти максимально оперативно и без лишних бюрократических проволочек. Есть, все-таки, на свете вещи, которые порядочных людей объединяют.

amp-next-page separator