Актеры Ирина и Сергей Безруковы делают одну из первых озвучек спектаклей для слабовидящих, которые сейчас идут в Московском губернском театре под руководством Сергея Безрукова. Ирина — один из тифлокомментаторов спектаклей для слепых

Столичные театры ставят спектакли для слабовидящих

Общество
Это уже стало очевидно: понятие толерантности по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями становится нормой для нашего общества.

И не только в финансовой поддержке или благотворительности. В первую очередь это касается снятия барьеров как физических, так и моральных. Неслучайно именно в столице набирает силу инклюзивный подход, когда обычные люди и с ограничениями по здоровью вместе участвуют в жизни города. Слово актрисе Московского губернского театра Ирине Безруковой.

— Наш театр первым начал ставить особые спектакли для слабовидящих людей.

Действие сопровождается тифлокомментарием — специальный человек между репликами актеров рассказывает залу, что происходит на сцене. На всю страну у нас 16 тифлокомментаторов, пятеро из них, включая меня, помогают нашему театру (труд этот благородный, но сложный). В таком режиме идет спектакль «Пушкин». Готовится другой — «Нашла коса на камень». Причем он будет и для обычных зрителей, и для слабовидящих и слепых людей, которые пришли с сопровождающим. Они получают специальные гарнитуры, и тифлокомментарий уже никому не мешает. То есть этот спектакль как раз инклюзивный.

Ведь мы должны быть вместе! Людей с ограничениями по здоровью нельзя оставлять вне общества, им надо дать возможность активно посещать театры, музеи, стадионы... И все это должно быть на постоянной основе, а не в рамках разовой экскурсии.

Знаю, что коллеги из Театра Фоменко тоже ставят спектакли для слабослышащих и глухих людей, но у них на большом экране идут титры — своего рода телетекст. И я надеюсь, что наш пример подхватят другие театры. Во всяком случае, за рубежом это обычная практика.

Этим людям нужна не жалость, а элементарная помощь! 

Светлана Тома, актриса, исполнительница главной роли в фильме «Табор уходит в небо»:

- Боль и проблемы людей с ограничениями здоровья мне знакомы не понаслышке. В моем роду есть детдомовцы, чья жизнь была спасена благодаря вниманию и заботе родных людей. А ведь, прояви они равнодушие, судьба этих детишек была бы сломлена окончательно.

Недавно я снялась в картине режиссера Веры Сторожевой «9 дней и одно утро», где сыграла роль воспитательницы детского дома, среди которых были и дети с физическими ограничениями. Видеть их страдания и грусть в глазах было выше моих сил. К сожалению, стереотипы в отношении людей с ограниченными физическими возможностями еще живучи. И если в больших городах власть как-то облегчает их жизнь, то в регионах эти люди остаются заброшенными. Я не хочу одним миром мазать всех чиновников, но считаю, что равнодушных людей среди них еще много.

А ведь от них часто зависит, как соблюдаются законы (а среди них уже много хороших, правильных). Но один все силы приложит, чтобы в каждом доме установили пандусы, а другой раз за разом будет искать отговорки... Я много ездила по миру, знакома с проблемами людей, которые имеют ограничения по здоровью. Им не нужна жалость. Им нужна элементарная помощь. В частности, они могут и должны учиться в обычных школах. С ними в принципе нужно общаться на равных. Но в повседневности мы настолько раздражены… Мы зачастую стремимся подавить их. Стыдно-то как! А ведь среди них немало очень талантливых людей. Впрочем, дело не в этом. В любом случае все они, как и мы, хотят и имеют право быть счастливыми.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Мария Лебедева, дизайнер:

- Во всем мире уже давно распространено уважительное отношение к людям с ограничениями по здоровью. За границей никто и никогда не даст им понять, что они в чем-то ущербны. Сейчас и у нас ситуация меняется к лучшему. В первую очередь — за счет интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс. Дети везде одинаковые, а вот взрослые — разные. И нужно найти хорошего педагога, который бы помог своему особенному ученику. И если ребенок контактен, то все будет хорошо. Он сможет найти себе массу друзей. Ведь дети не замечают инвалидность другого человека, если общение с ним приятно. Знаю это — сама обучалась вместе с девочкой с ограниченными физическими возможностями.

Александр Ефимов, студент МИИГАИК:

- Недавно побывал на открытии скейт-парка в Останкинском парке. Здорово, что в городе появилась самая большая во всей Европе площадка для скейтеров. А еще там есть реабилитационная площадка для инвалидов, где на доске могут прокатиться с ветерком ребята с ограниченными физическими возможностями. Вы бы видели, что за трюки они могут показать! Действительно настоящий класс. Это правильно, что город подарил им возможность самореализовываться.

Дорогого стоит чувство безумного драйва и удовлетворения оттого, что ты добиваешься успеха в том, что любишь.

amp-next-page separator