Место встречи изменить нельзя. А найти — можно!

Общество
35 лет назад Центральное телевидение впервые показало криминальную сагу Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Вместе с киноманами праздник отмечает и «Вечерняя Москва», имеющая к созданию фильма самое непосредственное отношение. Как неоднократно утверждали братья Вайнеры, книга о Жеглове и Шарапове родилась благодаря соединению их писательской мысли и заметки в «Вечерней Москве» о банде «Черная кошка», опубликованной в 1946 году.

ЗНАКОМЫЕ МЕСТА

Каждый, кто видел «Место встречи изменить нельзя», хорошо помнит те места, где разворачивался сюжет фильма. О том, что произошло с ними за 35 лет, рассказывает москвовед, редактор прогулок "Прогулкино" Татьяна Воронцова.

Услышав о предложении «ВМ», москвовед сразу же предупредила: «Это не такое простое дело, ведь в 1970-х снимали Москву 1945 года, а потому некоторые районы иной раз «играли роль абсолютно других мест»... Но, несмотря на это, мы тронулись в путь, и вот что обнаружили...

1. В самых первых кадрах фильма Володя Шарапов идет по распределению в МУР. На дворе 1945-й, только отгремел Парад Победы, и страна возвращается к мирной жизни.

Двор Петровки, 38, за 35 лет не изменился. За воротами даже сохранилась церковь Знамения на Песках / Фото: prepress

Перед нами — двор Петровки, 38. В кадре мы видим церковь Знамения за Петровскими воротами на Песках, к счастью, сохранившуюся и до наших дней. Здесь пару слов стоит сказать о самом здании ГУВД МВД. Это были Петровские казармы. Казармы получили свое название от находившихся поблизости Петровских ворот Белого города. А в середине XIX века здесь содержался под арестом поэт Огарев, известный революционер и друг Герцена.

■ Теперь вспоминаем операцию в плавучем ресторане у Якиманской набережной, где собирается разная «паразитирующая публика». Когда-то такие рестораны назывались «поплавки».

В фильме засветился «Прибой», самый популярный «поплавок» тех лет, где выступал цыганский хор. Наличие хора обеспечивало и специфическую публику из старых барчуков, ностальгирующих по прежним временам. Место постоянной прописки «Поплавка» находилось на Водоотводном канале (или попросту «Канаве»), близ кинотеатра «Ударник». Но в начале 1990-х «поплавок», стоявший у Якиманской набережной, был снят с якоря...

Машина «Хлеб» стоит на углу Бродникова и Полянского переулков, где бандиты убивают сторожа и его внука. Место узнаваемо / Фото: prepress

■ «Вы с девушкой сейчас едете на Арбат. Там роддом Грауэрмана» — все помнят эту фразу Жеглова. Закрытый ныне роддом Грауэрмана на Новом Арбате, 5–7, — легендарное и даже звездное место. Здесь родились Кир Булычев, Булат Окуджава, Андрей Миронов... А вот киногерои приехали куда-то в другое место. Такого портала и дверного проема у него нет. Впрочем, и не было никогда. Здесь киношники погрешили против истины.

■ «В гости» к Верке-модистке муровцы приехали в 6-й проезд Марьиной Рощи. Отмечу, что к концу семидесятых Марьина Роща отстроилась и выглядела совсем не так, как в конце 1940-х, как этого требовал фильм. Поэтому Марьину Рощу снимали в... Сокольниках. И, кстати, это легко заметить на одном из кадров, где видна маковка храма Воскресения Христова в Сокольниках. Тогда небольшие, старые деревянные и каменные дома подступали практически к вестибюлю метро. Поэтому сцены снимались во дворах домов, которые стояли на месте дома № 4 на Сокольнической площади.

Дом Вари Синичкиной на Никитском бульваре,12, за годы стал еще краше / Фото: prepress

■ Свидание Синичкиной и Шарапова у входа на станцию метро «Сокольники» поистине историческое. Ведь благодаря фильму у нас есть уникальная возможность взглянуть не только на павильон станции, но и на старую застройку Сокольников, сметенную через пару лет после этих съемок. Сейчас на месте двухэтажек, мелькающих в кадрах, — ЖК «Дом в Сокольниках».

■ «Что у вас с лицом?» — В «Астории» поужинал». Знаменитая сцена в ресторане «Астория» снималась по Тверской, 10.

Гостиница «Астория» родилась из знаменитого на всю Москву Филипповского кафе. В развеселые годы НЭПа роскошный зал, отделанный великолепной лепниной и сусальным золотом, восстановил новый хозяин, открыл там ресторан и назвал его «Астория». Цены там были чудовищные, потому ресторан облюбовали генералы блатного мира, иностранцы и... журналисты «Вечерней Москвы»...

Нельзя сказать, чтобы журналисты зарабатывали неземные деньги, просто под видом журналистов в «Астории» заседали бойцы НКГБ, «пасущие» иностранцев. Почему именно вечеркинцы? Все просто. «Известия» были слишком официозными, а «Вечерка» — что надо: легкая репортерская газета. В постсоветское время здесь были и ресторан «Сбарро-пицца», и известная «Красная шапочка», и снова кофейня. Что мы увидим сейчас на этом месте — большой вопрос. Впрочем... год назад власти приняли решение о восстановлении гостиницы и булочной Филиппова.

Опер Векшин, пытавшийся внедриться в банду под видом «лопушка, шестерки», убит на Чистопрудном бульваре, 16. Сегодня напоминанием об этом трагическом киношном событии служит надпись «Адвокаты» на доме напротив / Фото: prepress

■ Ну а теперь — погоня! По словам Станислава Говорухина, эта сцена стала самой сложной: обе машины — и «Фердинанд», и «Студебеккер» — были в очень плачевном состоянии и приходили в действие при помощи буксира. Падение автомобиля в реку снималось на набережной Яузы. «Студебеккер» утонул и увяз в толстом слое ила так, что из него еле выбрались каскадеры. А вот «Фердинанд» и по сей день стоит в музее «Мосфильма».

Одним словом, прогулка по Москве и криминальной саге показала: отыскать все места фильма задача не из легких (учитывая, что ряд «московских» мест снимался в Одессе). Но шансы все же имеются. Главное — не обращать внимание на черных кошек...

ВОСПОМИНАНИЯ АКТЕРОВ

Владимир Конкин:

ШАРАПОВ ЧАСТО ПЛАКАЛ ОТ ОБИДЫ

С исполнителем роли Володи Шарапова, актером Владимиром Конкиным, мы встретились у него дома.

Владимир Конкин. Актер игравший Володю Шарапову в фильме «Место встречи изменить нельзя» / Фото: Павел Волков, «Вечерняя Москва»

- Владимир, помните, как зрители тогда встретили картину?

- Фильм произвел неотразимое впечатление на молодых парней. Мальчишки, сегодня уже седовласые генералы, шли тогда работать в милицию — как Шарапов.

- Картина стоила режиссеру Станиславу Говорухину немало седых волос.

- В отношении меня разногласий с начальством не было. А вот Владимира Высоцкого на роль Жеглова утверждать не хотели категорически. Говорухин пошел на риск: начал снимать без утверждения, когда начальство уехало.

- Рассказывают, что актеры изводили режиссера своими требованиями и капризами.

- Я, например, попросил Говорухина, чтобы в комнате Шарапова стояло пианино: у меня же пальцы настоящего пианиста. И это пригодилось в фильме. Высоцкий же не хотел надевать милицейскую форму, называл ее вертухайской — у него были свои отношения с милицией. Был скандал: почему следователь в таком виде? Шайка «Черная кошка», а тут — шайка на Петровке.

- А отношения в коллективе складывались как?

- Я подружился с Сергеем Юрским, Сашей Белявским, Витей Павловым, Арменом Джигарханяном, которого обожаю до сих пор. Не сложились у меня отношения с Владимиром Семеновичем. Говорю эту горькую правду не потому, что осталась оскомина. Высоцкий прекрасно понимал свою задачу, ревновал к ней других. Я был взрослым дядей, но после съемок часто плакал от обиды, потому что Высоцкий был иногда очень жесток. Но потом он пройдет мимо тебя и плечом так толкнет. Это движение было извинением.

- Сценарий отличается от книги: в романе Вайнеров «Эра милосердия» Варя Синичкина, любовь Шарапова, погибает, а в сценарии ее оставили в живых.

- Я тогда думал: боже, какая «клюква». Потом понял, что это было правильным решением. Фильм дает зрителю ощущение того, что грядет Эра милосердия. Эта картина — ручная работа, наполненная кровью сердца.

Армен Джигарханян:

САМОЕ СТРАШНОЕ - ЭТО СОМНЕНИЯ

В «Месте встречи...» Армен Джигарханян сыграл главаря банды «Черная кошка» — Горбатого.

Актер театра и кино Армен Джигарханян

— В моей крови эта роль осталась! — рассказывает Армен Борисович «ВМ». — Я вспоминаю Одессу, наш павильон, где снимали логово банды, и то, что ежедневно в течение трех часов мне делали очень сложный грим. Людей, с которыми работал, вспоминаю. Кто-то из них был хороший, кто-то талантливый, а кто-то — никакой.

- Станислав Говорухин — хороший режиссер?

- На мой вкус, хороший. Со всей большевистской прямотой говорю: возможно, из всех отношений самые сложные — взаимоотношения актера и режиссера. Мы нуждаемся друг в друге, хотим понять, а потом начинается дележ пирога… Я не хочу делить пирог со Станиславом Говорухиным: он — режиссер фильма, и успех фильма — его заслуга.

- Действие «Места встречи изменить нельзя» происходит сразу после окончания Великой Отечественной. Помните это время?

- Очень плохо. Я жил в Ереване, и война была далеко от нас. Но я видел и до сих пор помню, как по главному проспекту Еревана — проспекту Сталина — вели немецких пленных. Это была идеологическая акция. Подозревают, что это придумал Сталин, для того чтобы у народа не было сомнений. Самое страшное, что есть в мире, — сомнения.

- Согласны с утверждением Глеба Жеглова: «Вор должен сидеть в тюрьме»?

- Нет. Если мы подойдем к этому вопросу, то у нас еще возникнет 320 вопросов, среди которых — «что такое преступление?», «что такое наказание?» Ни один приказ, ни один министр МВД этот вопрос не решат. Ибо в каждом случае — это стечение обстоятельств. Но если бы я знал хотя бы один ответ на вопрос, как победить преступность в стране, то работал бы в милиции или в полиции, а не в кино. Актерская профессия — это биология.

Еще я верю в перевоплощение… Как только мне начинают делать грим, я уже вхожу в состояние роли. Если вы вернете мне то состояние, когда я был Горбатым, я вам расскажу больше…

ПОЧТИ АФОРИЗМЫ

Что наделяет фильм статусом кинолегенды? Блестящий актерский состав, великолепный сюжет и самое главное — фразы, ставшие народными.

Эти речи изменить нельзя:

■ А теперь — Горбатый! Я сказал — Горбатый!

■ А ты меня не совести и не агитируй — вон они, мои ценности, за печкой сопят.

■ — А что сыграть-то?

— Мурку!

■ Бабу не проведешь, она сердцем видит.

■ Бабанька, ты мне Аню к трубочке позови.

■ Вор должен сидеть в тюрьме!

■ Вы бы сняли пиджачок, гражданин начальничок.

■ Да у тебя десять классов на лбу написано!

■ Давай, давай, открывай! У нищих слуг нет.

■ Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!

■ Есть у нас сомнение, что ты, мил человек, стукачок.

■ Заходи, мил человек, посидим, о делах наших скорбных покалякаем...

■ И откуда у тебя, Петюня, такой изумительный сахар?

■ Карп, ты на руки-то его посмотри... Из него водила, как из Промокашки скрипач...

■ Консерваторию кончить не дают.

■ Кофелек, кофелек... Какой кофелек?

■ Нету у вас методов против Кости Сапрыкина!

■ Не учи ученого, гражданин Копченый!

■ Не-не, фраерок, полный! Ну и рожа у тебя, Шарапов! Ох и рожа!

■ Риск — благородное дело!

■ С тобой, свинья, не гавкает, а разговаривает капитан Жеглов!

■ Только Копченый мокрушничать не станет: не такое у него воспитание.

■ Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем: чик — и ты уже на небесах.

■ — Что у вас с лицом?

— В «Астории» поужинал.

■ Что за шум, а драки нет?!

■ Это только ты умный, а я так — погулять вышел.

■ Я по пятницам не подаю.

АВТОПАРК ИЗ ДЕТЕКТИВА

STUDEBAKER US6

STUDEBAKER US6

Машина, на которой Фокс пытался сбежать из ресторана «Астория», — это грузовик Studebaker US6. Это самый известный у нас американский военный автомобиль, о котором в США почти ничего не знают, потому что он поставлялся в СССР по ленд-лизу в годы войны, но никогда не состоял на вооружении американской армии.

ГАЗ-АА

ГАЗ-АА

Фургон с надписью «Хлеб», на котором ездила банда Горбатого, это ГАЗ-АА. Эта легендарная «полуторка» (грузоподъемность машины — 1,5 тонны) была первым серийным автомобилем Горьковского автомобильного завода. АА выпускался по лицензии фирмы Ford с 1932 года, имел множество модификаций

ЗиС-8

ЗиС-8

Автобус «Фердинанд» — это ЗиС-8 1936 года выпуска. Именно в этом автобусе Копытин кричал: «Стреляй, Глеб Егорыч, уйдут, проклятые!» Автобус снимался также в кинофильах: «Багровый снег снегопада», «МУР», «Небо в огне». Ни одной оригинальной машины ЗиС-8 до настоящего времени не сохранилось.

МНЕНИЕ

Эра милосердия

Колонка нашего обозревателя Екатерины Бокашевой

В ноябре юбилей у любимого многосерийного фильма "Место встречи изменить нельзя". Ровно тридцать пять лет назад, в 1979 году его впервые показали по телевидению. И лента тут же "ушла в народ". "Вор должен сидеть в тюрьме", "А теперь - Горбатый!", "Дурилка картонная", "Кофелек, кофелек, - какой кофелек?

"Кирпич чистый!" и многое другое. Мы знаем этот фильм практически наизусть. И тем не менее, каждый раз, когда, переключая, наталкиваемся на "Место встречи..." - "залипаем" и смотрим, смотрим (далее…)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Мы получили к Дню милиции хороший подарок»

В романе братьев Вайнеров «Эра милосердия» почти к каждой главе подобраны эпиграфы из публикаций «Вечерней Москвы». Газета даже используется в качестве вещдока (в фильм эпизод не вошел): Жеглов устанавливает, что пыж из бандитского ружья сделан из клочка «Вечерки».

6 марта 1946 года «Вечерняя Москва» поместила заметку «Черная кошка» — о суде над зловещей шайкой.

«Не ищите нас, здесь была «Черная кошка», — такие записки не раз находили в ограбленных квартирах (...) С августа прошлого года «Черная кошка» перешла к бандитским налетам (...) За три месяца они совершили ряд вооруженных ограблений частных лиц, ателье, складов». И когда сериал закончился, «Вечерняя Москва» одной из первых поместила на него рецензию (17 ноября 1979 года). (далее...)

amp-next-page separator