Генерал-лейтенант Павел Артемьев

Генерал Павел Артемьев: «Немцы могли дойти до Кремля за полчаса»

Общество
Этот день для меня особенный. Не из-за идеологических причин, дело семейное. 73 года назад, 7 ноября 1941 года, когда немцы уже разглядывали нашу столицу в бинокли, мой прадед — генерал-лейтенант Павел Артемьев — командовал парадом на Красной площади.

28 октября на совещании Сталин заговорил о параде. На совещании присутствовали генерал-лейтенанты Павел Артемьев, командующий войсками Московского военного округа, и Павел Жигарев — главком авиации. Они не верили своим ушам. В столице минируют мосты и заводы, идет эвакуация, на подступах к Москве идут тяжелые бои, а тут — парад! Но когда вождь повторил, они откликнулись: «Это поднимет дух войск и тыла»… Генерал армии (тогда) Георгий Жуков доложил, что враг не начнет наступление в ближайшие дни. Моему прадеду, командовавшему войсками осажденной столицы, было поручено проведение военного парада, который ошеломил весь мир.

Враг был уже на ближних подступах к столице. Как-то Артемьев поехал инспектировать линию обороны. Тогда наши генералы ездили на немецких авто, на «опелях», одеты были в черные кожаные плащи. Как и немецкие… Отъехав от окраин и не встретив ни одного поста, генерал обрадовался, увидев солдат, которые разворачивали орудия. Бойцы вытянулись смирно перед генеральским авто. И тут Павел Артемьевич понял — немцы! — Разворачивайся и гони! — приказал он шоферу. И они успели уйти, под градом пуль.

Как вспоминал прадед, мотопехота немцев могла одним рывком за какие-то полчаса добраться до стен Кремля: «То, что немцы не взяли Москву в октябре 1941-го, — чудо».

Генерал-лейтенант Павел Артемьев, командовавший парадом 7 ноября 1941 года и осуществлявший подготовку к Параду Победы, был человеком непростой судьбы.

Жизненный путь моего прадеда связан с множеством крупнейших событий России. Ребенком вместе с отцом он едва не погиб во время Кровавого Воскресенья. Участвовал в Гражданской войне в рядах Красной армии, командиром дивизии имени Дзержинского сражался в Финской войне. Начало Великой Отечественной генерал-лейтенант встретил на посту командующего Московским военным округом (МВО).

Парад проводился в обстановке строжайшей секретности и в сжатые сроки. По соображениям безопасности время начала сместили на два часа назад: с 10 утра до восьми часов. Участников — курсантов и солдат МВО — известили в последний момент...

Мой прадед подскакал на коне к маршалу Буденному, который выехал верхом из ворот Спасской башни. Отрапортовал о готовности. Маршал Советского Союза Буденный принял парад...

...Гитлер пришел в ярость.

Позвонил командующему полком Люфтваффе, приказал бомбить Москву. Фашист до столицы не добрался, было сбито 34 самолета врага. Отомстили подло: кто-то из односельчан донес, что в деревне живет отец советского генерала, и немцы повесили 80-летнего Артемия Артемьева...

Прадеду довелось принять участие и в Параде Победы. На него было возложено общее руководство...

Спустя 70 лет я встретился с ветераном Великой Отечественной войны, малолетним узником фашистов, а позднее — сыном полка Виктором Гладышевым. Ребенком он попал в оккупацию под Наро-Фоминском. И видел, как немецкие войска готовились к своему параду в Москве. Отборные солдаты в красивой форме. Неделю он наблюдал, а потом гестапо согнало жителей деревни в концлагерь. Мальчик очутился в калужском Боровске, в разоренном храме Бориса и Глеба, где немцы устроили застенок.

Спасли солдаты Красной армии.

В 1945 году Виктор Георгиевич, сын полка, приписанный к курсам фронтовой разведки, участвовал в Параде Победы...

— У вашего прадеда был певучий звонкий голос, — вспоминал он и улыбался, глядя на меня. — Репетиции были бесконечными, но стоило появиться Павлу Артемьевичу, услышать его голос — сразу брались силы! Для моей семьи 7 ноября — напоминание о днях, когда наши деды отстояли Москву в схватке с врагом, покорившим всю Европу. Напоминание о том, что в нас течет кровь победителей.

amp-next-page separator