Роль Тоньки-пулеметчицы в сериале «Палач» исполнила Юлия Пересильд / Фото: Первый канал

Юлия Пересильд: «В войну были не только герои»

Общество
На прошлой неделе зрители увидели новый сериал «Палач», который создатели приурочили к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. В основе - история Тоньки-пулеметчицы, производившей массовые расстрелы в военные годы и прозванной «палачом».

Сериал показывает двух героинь, работавших на немцев. Одна и есть палач (Виктория Толстоганова), а другая – партизанка (Юлия Пересильд). И последней приходится расплачиваться за грехи первой. О том, как проходила работа в «Палаче» и скорой премьере другой военной картины «Битва за Севастополь» мы поговорили с актрисой Юлией Пересильд.

- Юлия, у вас в этом году сразу две работы на военную тему – сериал «Палач» и полный метр «Битва за Севастополь». Расскажите о той и другой.

- «Палач» был снят на полгода раньше. А выходят почти рядом. Оба проекта связывает только временной период - Великая Отечественная война, в остальном они очень разные. Моя героиня Людмила Павличенко кардинально отличается от той, что я играла в «Палаче». Даже не знаю, каким именем ее назвать - сначала она Рая, потом Тонька, потом Нина.

- Вам было интересно работать над такой неоднозначной героиней?

- Мне было чрезвычайно интересно. Я люблю такой материал. Не когда все очень круто расставлено талантливым режиссером, а образы, где можно попробовать новые краски. Даже в театре у меня таких ролей не было. Так что для меня это очень интересная история. Хотя не все гладко складывалось. Даже был момент, когда мы сцепились с режиссером Вячеславом Александровичем Никифоровым. Но я ему очень благодарна. Буквально с первого дня он меня словно окунул головой в ледяную бочку. Если бы не это, я бы, наверно, так и шла по краешку, что-то намечая. Без риска.

- А в чем дело было?

- Начинать нужно было с такого смеха зэчки, а я осторожничала. Тогда он сказал: «Все, больше дублей не будет. Пусть это так и войдет». Я запротестовала. Но Вячеслав Александрович не хотел слушать: «Ты не пробуешь. Так что-то намечаешь». Это стало хорошим толчком для меня.

- Во время съемок с Раей, Тонькой, Ниной знакомились в хронологическом порядке?

- Нет. Там по сюжету все так специально запутано-перепутано. Бывало, садились с Викой и Вячеславом Александровичем и за голову хватались, распутывая этот клубок. Что касается первого съемочного дня, то начинать пришлось с самой алкашни. Я приехала на площадку, они уже что-то снимали. Режиссер: «Быстро заклейте ей глаза». Мне заклеили, чтобы получились такие с кровью. Надели парик а-ля бабушка Яга. «Все в кадр!» «Как в кадр, когда я не вижу ни фига!» Пришлось помощнику меня на своей спине от вагончика гримеров до самой площадки нести. Он бежит-бежит, а у меня щекам кровь льет. Говорю: «Давай, Хома, беги!» В итоге положили меня на полу. Я, еще никого не зная, поздоровалась. Сразу сняли, как будто меня убили. Все – день окончен!

- Кстати далеко не все красивые актрисы соглашаются быть некрасивыми на экране.

- Я, наоборот, очень такие роли люблю. А самой сложной картиной для меня стала «О чем молчат девушки». Я молилась на Майорке только об одном – чтобы меня не убил режиссер Карен Оганесян. Это был ужас. На яхте мне было плохо. Плюс постоянно надо следить, как ты получаешься, чтобы, например, двойного подбородка не было. Плохой ракурс – надо переснимать. Там не о роли больше думаешь, а о том, как ты выглядишь. Поэтому говорила: хочу скорее в окопы. А в «Палаче» я вообще была расслаблена. Могла сосредоточиться исключительно на игре.

- Значит, нет гламуру?

- Нет, ну в жизни я люблю красивые платья и туфли на каблуках. Но жизнь и съемки - это разные вещи. Может, кто-то и считает, что нужно выглядеть гламурно, но это не имеет никакого отношения к актерской профессии.

- Возвращаясь к роли в «Палаче», думали о том, почему ваша героиня закончила именно так, а не смогла, как та же Тонька, все забыть?

- Когда мы разбирали роль, сошлись на том, что Рая несколько лет находится под постоянным прессингом. Ей приходится жить с немцами, чтобы помогать партизанам. Она видит, как расстреливают знакомых ей людей. И, когда должно было наступить облегчение, ее добивают свои. Она ведь должна была стать героем Советского союза, а оказалась несправедливо обвиненной. Так что я прекрасно ее понимаю. Той же Тоньке было проще, она за свою семью боролась, вот и выжила. А моя героиня лишилась всего. В войну люди проходили через мясорубку, но еще большая мясорубка ждала многих после войны.

[CDNVIDEO Фрагменты фильма «Палач». Видео предоставлено Первым каналом][/CDNVIDEO]

- А до этой работы вам была известна история Тоньки-пулеметчицы?

- Нет, я о ней не знала. А когда прочитала, у меня волосы на голове дыбом встали. И на протяжении всей работы порой был такой зуд внутри – как же такое может быть, как все несправедливо.

- Поскольку сериал снят к 70-летию победы в Великой отечественной войне, у некоторых возникает вопрос: а нужно ли показывать ее в таком разрезе?

- Но ведь такое тоже было. Следовательно, имеет право на художественную интерпретацию. Конечно, случай с Тонькой-пулеметчицей исключительный. Но были же не только герои. А вообще я бы к этому юбилею посоветовала всем прочитать «У войны не женское лицо» Светланы Алексеевич. Она многое расставляет по местам.

- Кто-то из ваших родных был на фронте?

- Прадед в войну пропал без вести. Дедушка воевал, бабушки – с детьми оставались. Но сейчас, к сожалению, никого из них нет в живых, чтобы оценить картину.

- Какие, на ваш взгляд, еще нужны фильмы о Великой отечественной войне? С тем учетом, что молодое поколение о ней имеет уже не такое ясное представление.

- Но еще живы те, кто в ней участвовал и все помнит. В Севастополе живет подруга Людмилы Павличенко. Мы к ней ездили. Так вот она сказала: «Никогда не красьте море в красный цвет. Оно таким не бывает, даже несмотря на реки крови». А самый запоминающийся диалог из кинофильма войне для меня такой. «Ты жить хочешь?» «Хочу!» «Тогда предай!» - «Не могу!»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Зоя Кудря, сценарист сериала «Палач»

- Сериал «Палач», основанный на истории Антонины Макаровой, является своего рода вольным продолжением «Мосгаза» с использованием тех же персонажей. Мне показалась интересной эта история военного преступления. Но там была одна большая «засада» - наши спецслужбы искали Макарову аж 20 лет. Я сразу оговорилась, что не стану писать 10 серий фильма о том, как наши разведчики бегают по стране 20 лет и не могут найти серийную убийцу. И лишь спустя 20 лет им это удается сделать. Хотя, надо отдать должное Никите Хрущеву, который дал на поимку серийного убийцы две недели. Ровно через две недели убийца предстал пред правосудием. В «Палаче» я лишь взяла за основу историю Тоньки-пулеметчицы, этой сволочи, которая хладнокровно расстреляла полторы тысяч человек, среди которых было много женщин и детей. И все. Дальше я начала все придумывать (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Палач». Гонка за рейтингом началась

Поздним вечером 11 января на Первом канале завершился показ первых серий 10-серийного «Палача». Без сомнений, сериал вызовет море обсуждений и споров, но со стороны Первого, конечно, это мощный рывок в борьбе за рейтинги. И пока трудно представить, чем могут ответить «Первому» его конкуренты. Впрочем, год только начался. Констатируем лишь старт – особенно впечатляющий после заунывных до зевоты «голубых огоньков» и прочей надсадной до изжоги «веселухи», которой кормили зрителей первые десять дней нового козьего года (далее).

amp-next-page separator