Слесарь с руками и — хорошими деньгами!

Общество
Павел Пароль устраняет аварии лучше всех в Москве. Он уверен: если любить свою работу и постоянно совершенствоваться, труд будет приносить и удовольствие, и доход.

Павлу Пароль — 34, слесарь Мосводоканала, обслуживает канализационные сети. Мы стоим у колодца в Тушинском районе Москвы.

— Наша бригада прочищает сети и ремонтирует колодцы, — рассказывает Павел. — В основном, конечно, занимаемся профилактикой, но иногда приходится устранять аварийные ситуации — засоры.

Случается, в колодец попадает кусок кирпича. И если диаметр трубы сантиметров 15, кирпич ее буквально перекрывает. В итоге колодец начинает переполняться. На место тут же выезжает бригада. Работа на самом деле не грязная. Ведь засор пробивают не люди, а специальная каналоочистительная машина.

— Давление воды в 160 атмосфер устранит любой засор, уж поверьте, — улыбается Павел.

Кстати, каждый слесарь владеет десятком видов высокотехнологичного оборудования: компрессором, отбойником, насосом для перекачки воды.

Тут не только руки нужно иметь, но и голову! Одна из главных проблем столичной канализации — что бытовой, что ливневки — жир.

Его сливают из всевозможных кафе. Раньше, когда возле каждого метро стояли ларьки с шаурмой, было круче: засоры случались постоянно! Сейчас кафе в основном стационарные, но и они не всегда соблюдают правила: не ставят улавливателей жира.

Павел в профессии — 13 лет. В свое время окончил ПТУ, «сходил» в армию. Вернулся — поступил в учебный центр предприятия. Так со слесаря 3-го разряда, постепенно повышая квалификацию, дослужился до мастера.

Можно стать начальником участка, если окончить вуз. Но и сейчас зарплата Павла — около 50 тысяч.

— Работа — обычная пятидневка, на выходных отдыхаю. Если работаешь сверхурочно — доплаты. Ну и премии бывают, — рассказывает мастер. — В общем, оплатой доволен. Если 13 лет здесь работаю, то все хорошо, правда? Действительно, все хорошо.

В июле прошлого года Павел победил в конкурсе профессионального мастерства «Московские мастера». Он стал первым в номинации «Слесарь аварийно-восстановительных работ». Потому что не место красит человека. Кто хочет быть успешен — в любой профессии выбьется в люди.

У Павла, кстати, вся семья — «рабочая косточка». Отец всю жизнь был водителем, мама — инженером на производстве. Супруга окончила профтехучилище, служит телефонисткой. Девятилетний сын Вова с выбором профессии не определился, но Павел уверен: — Хотя бы одну, но рабочую специальность иметь надо.

Ведь умелые руки в любое время и в любой ситуации будут нужны.

Волоколамское шоссе. Слесарь Павел Пароль с помощью газоанализатора проверяет, есть ли в канализационном колодце опасная концентрация газа. Как выяснилось, концентрация безопасна, а значит, на объекте можно вести работу / Фото: Александр Казаков

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Телятников, управляющий директор компании BRIGHTMEN SOLUTIONS:

- Рабочий «с руками» всегда будет получать больше, чем «белый воротничок» — архивариус или клерк, перекладывающий бумажки, или менеджер по телефонным продажам.

Слесарь высшего разряда, отвечающий за несколько участков, обучающий сотрудников, получает в Москве в среднем от 60 тысяч рублей. Старожилы на производствах и заводах, эдакие кладези знаний и умений конкретного участка или линии, могут получать и 100 тысяч рублей. Особенно если участок важный, а реальной замены специалисту просто на данный момент нет. Кто-то из белых воротничков никогда в жизни не достигнет такого уровня оплаты труда.

Эксперты в области занятости спорят на тему, стоит ли получать рабочую профессию или лучше идти в белые воротнички, т.е. непроизводственную сферу экономики. Где лучше перспективы: зарплата, соцпакет, возможность карьерного роста? Какую молодым людям сейчас стоит выбирать специальность? 

«ЗА»

У рабочих специальностей отличные перспективы

Глеб Лебедев, директор по исследованиям компании HEADHUNTER:

- В сфере рабочего персонала сейчас конкуренция намного ниже, чем у белых воротничков, плюс стартовая зарплата зачастую выше, а если постоянно повышать свою квалификацию, то и впоследствии она может опережать аналогичную у офисных специалистов.

Дело в том, что работодатели сейчас испытывают большой дефицит рабочего персонала, поэтому готовы брать сотрудников на их условиях, что выглядит более привлекательно, чем путь из 20 собеседований у молодых белых воротничков без опыта работы и в итоге демпинг по зарплате до минимально возможного уровня.

Кроме того, сотрудников рабочих специальностей намного реже сокращают в кризис, потому что без них, например, встанет производство у соответствующих компаний, на что не пойдет ни один собственник.

Думаю, что всем, кто не хочет тратить круглую сумму и несколько лет на обучение в вузе по непонятно какой специальности, стоит обратить внимание на работу для квалифицированных рабочих. Престиж этих профессий в России сейчас на все еще на низком уровне, но лет через 5–7, я совершенно уверен, ситуация кардинально изменится. Этому будут способствовать не только соответствующий — достаточно высокий — уровень зарплат и низкая конкуренция на рынке труда, но и развитие технологий, которые будут особенно привлекать молодых людей.

При этом надо понимать, что в рабочей профессии волей-неволей придется постоянно совершенствоваться. Ведь технологии непрерывно развиваются, за ними нужно угнаться. Это значит, что даже в рабочей специальности и не имея высшего образования молодой человек будет иметь личностный рост.

«ПРОТИВ»

Люди умственного труда берут больше ответственности

Руслан Ларин, директор Департамента группы компаний «Диарси»:

- Огромное преимущество голубых воротничков в том, что они всегда нужны. В кризис рабочие, как правило, не страдают. Но когда все хорошо и кризиса нет, у белых воротничков все намного лучше. У них обычно выше зарплата и быстрее развивается карьера. Если сравнить доходы 40-летнего слесаря с 20-летним стажем и, к примеру, 40-летнего адвоката, имеющего такой же опыт работы, то сравнение будет не в пользу первого. Дело в том, что человек умственного труда имеет возможность все время расти.

Почему растет зарплата белых воротничков? Потому что они могут не только увеличивать свою компетентность, но и брать на себя все новую и новую ответственность. Сначала, скажем, руководить отделом, потом департаментом в компании, потом самой компанией. У голубых воротничков, не имеющих высшего образования, такой возможности нет. Они работают не с людьми, а с материалом и техникой, поэтому не могут расти по административной части. Даже самый хороший слесарь, уникальнейший специалист, не может работать директором завода и получать столько, сколько директор. Потому что именно белые воротнички — менеджеры, управленцы — организуют работу голубых воротничков, а не наоборот.

Так что, я считаю, получать высшее образование все-таки нужно. Другое дело, что сейчас, да и в ближайшем будущем, его эффективнее применить в производственном секторе. Перспективы базиса все-таки выше, чем надстройки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Во фрезеровщики иду — пусть меня научат

Кто более нужен на столичном рынке труда? Кто больше зарабатывает? Мы беседуем с генеральным директором компании «ИМПЕРИЯ КАДРОВ», председателем правления некоммерческого партнерства «Эксперты Рынка Труда» Юлией Сахаровой. (далее...)

amp-next-page separator