Лукоморье: там Русью пахнет

Общество
Едва ли не первое географическое название, знакомое нам с детства, — это сказочное Лукоморье Александра Сергеевича Пушкина, день рождения которого страна отметила в начале июня. (Кроме пролога к поэме Пушкина «Руслан и Людмила» Лукоморье упоминается в «Слове о полку Игореве» и других источниках древнерусской письменности.) Лукоморье можно было бы считать сказочным анахронизмом, если бы не западноевропейские карты XVI– XVII веков, на которых его месторасположение точно определено.

ГДЕ-ТО НА СЕВЕРЕ

Словарь Ожегова дает лаконичное определение — «лукоморье: морской залив». Корень «море» очевиден и легко просматривается. Что же касается слова «лука», то по словарю Даля оно означает изгиб, кривизну, излучину, поворот реки, травянистого или лесистого мыса.

На картах самого, пожалуй, известного картографа Средневековья Меркатора Лукоморьем названа территория на правом берегу Обской губы (залив Карского моря, между полуостровами Гыданский и Ямал, устье реки Обь). Другой известный картограф Николас Витсен, опубликовавший в XVIII веке свое «Сказание о Тартарии», также расположил залив под названием Lucomoria в Карском море.

О пристрастии европейцев демонизировать нашу страну известно с давних пор, и вплоть до ХХ века русское Лукоморье фигурирует у западных философов как место обитания нечистой силы. Мыслительтрадиционалист Рене Генон, так любимый конспирологами всех мастей, считал бассейн Оби местом расположения одной из семи башен Сатаны, добавляя при этом, что «река Обь географически представляет собой такую форму, которая служит опорой постоянной активности для определенной категории демонов».

Если же абстрагироваться от всякого рода чертовщины, то еще в XV веке у московских обывателей (о чем сообщает историк Карамзин) по географии Лукоморья никаких вопросов не было, все разумели под ним берега океана на Севере, где полгода царит ночь, а полгода — день. Ясного представления о том, чем занимаются в полярную ночь жители Лукоморья, у московитян не было, и пробелы знаний дополняло воображение.

Ходили поверья, что жители Лукоморья умирают (или засыпают на время полярной ночи, а весной просыпаются), что придавало дополнительный фантастический флер этому месту, что не могло не отразиться на народных сказаниях.

Много позже на Руси Лукоморьем называли не только залив, в который впадает Обь, но и часть Западной Сибири. Расположена она на территории современной Томской области. Возникает вопрос: какое отношение к томской земле имел Пушкин? Самое прямое, если учесть тот факт, что прадед «солнца русской поэзии» Абрам Ганнибал после смерти Петра I в 1725 году угодил в опалу и был сослан как раз в Томск. Когда великий поэт работал над «Историей Петра I», он использовал материалы сосланного в Сибирь прадеда.

Его дневники и карты, скорее всего, подсказали Пушкину название будущей сказочной страны.

ГДЕ-ТО НА ЮГЕ

Вторая версия происхождения Лукоморья прямо противоположна гипотезе о крае света на берегу Ледовитого океана, то есть связана с южными областями Древней Руси. Еще в лицейские годы Александра Пушкина историк и просветитель Алексей Мусин-Пушкин издал «Слово о полку Игореве», где о Лукоморье сказано так: «А поганого Кобяка изъ луку моря от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ яко вихръ, выторже» — то есть изгнали из Лукоморья. Позже упоминается Лукоморье и в произведении «Задонщина» как место, куда отступают воины армии Мамая после поражения в Куликовской битве: «И ты пришелъ на Русскую землю, царь Мамай, а ныне ты поганый бежишь самъдевятъ въ лукоморье».

Согласно летописям, обитателями Лукоморья были половцы, с которыми киевские князья постоянно враждовали. Пушкинисты локализовывали Лукоморье на Черном море или на Азовском. Кстати, песчаная коса под таким названием расположена на берегу Азовского моря в 30 километрах восточнее Мариуполя вблизи поселка Безыменное.

Таким образом, Лукоморьем, которое воспел Пушкин, называлась излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем.

Более того, если взять за основу южнорусскую версию, то совершенно понятно происхождение знаменитого пушкинского дуба, вокруг которого ходит «кот ученый». Путешествуя по Приднепровско-Азовской степи , Пушкин мог слышать легенду о знаменитом Запорожском дубе, который рос на острове Хортица, и сделать из него центральный персонаж своего повествования. Кстати, об этом дубе писал еще византийский император Константин Багрянородный: «Пройдя это место, руссы достигают острова святого Григория (остров Хортица) и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там растет огромный__ дуб». Этот священный дуб, о котором пишет император, достоял аж до 1871 года и засох от старости — ему было около двух тысяч лет.

Дуб-долгожитель удалось сохранить до наших дней частично, в виде окаменевшего дерева-памятника. Как бы то ни было и сколько бы ни было написано исследований о творчестве Пушкина, великий поэт продолжает будоражить умы и воображение своими загадками.

КОТ УЧЕНЫЙ

В черновиках Александра Сергеевича Пушкина, записавшего эту сказку, а значит, и в самом народном предании кот ходит не вправо-влево, а вверх-вниз — подобно богам, путешествующим по мировому древу — то есть многовековому дубу. Кот, как и медведь, — одно из священных животных бога Велеса. Велесовым внуком назван Боян в «Слове о полку Игореве», сказителем и песенником предстает в поэме Пушкина и кот ученый, поведавший поэту историю Руслана и Людмилы.

ТАМ ЦАРЬ КАЩЕЙ НАД ЗЛАТОМ ЧАХНЕТ

В русских летописях вожди нападавших на Русь половецких войск и главы половецких племен-княжеств неоднократно именовались кащеями, правда, не бессмертными, а погаными. Бессмертными же своих князей объявляли сами половцы. Они изготавливали каменную статую, изображавшую умершего вождя-воина, устанавливали ее на вершине кургана и устраивали святилище, где совершали жертвоприношения. Половцы поклонялись своим бессмертным предкам-прародителям и покровителям — то есть кащеям бессмертным.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Виктор Листов, киновед, пушкинист:

- Наверное, не стоит искать точное местоположение Лукоморья в Приазовье, на берегу Черного моря, Балтики или у Северного полярного круга. Это скорее собирательный поэтический образ. У Пушкина ведь «русалки на ветвях сидят», и эта деталь в сочетании с другими персонажами и нюансами сказочного мира не имеет никакого отношения к реальной географической точке. Вообще большая часть произведений Пушкина за очень редким исключением базируется на его чувствах и воображении, а вовсе не на географии или научных фактах.

amp-next-page separator