В доме, где резной палисад... Москвич создал сетевой музей узоров из дерева

Общество
Мы познакомились в последний день международного фестиваля «Зодчество», завершившегося в минувшие выходные в ЦДХ. Сумасшедший, не пожалевший сил и времени на сохранение исконно русской красоты, настоящий романтик, Иван Хафизов рассказал «Вечерке», как влюбился в русские наличники.

Около календарей с фотографиями русских окон собралась толпа.

— Представляете: и в одну сторону ставень открывается, и в другую, а второй сильно отличается от него, но такой же расписной... и я смотрю на эту красоту и думаю: «Черт, как же тебя фотографировать!» — говорит Иван Хафизов, фотограф и создатель первого интернет-музея русских наличников.

- Сколько таких энтузиастов, сохраняющих прошлое?

- Я не один такой. Есть еще сайт «Русские дороги». Я предлагал его создателю Елене Филипповой сделать каталог. Но не сложилось.

- Где увидел свой первый наличник?

- Это было в Энгельсе, в Саратовской области. В 2007 году я по работе попал в этот город, обучал инженеров-метрологов на заводе по части ИТ-технологий: показывал, как работать в одной компьютерной программе. Увидел на улице наличник. Сфотографировал один, потом другой, третий и решил собрать коллаж. А через неделю мы с друзьями на велосипедах поехали в Ярославскую область: Мышкин, поселок Борисоглебский…

- ...Углич?

- Нет, Ростов Великий. В Угличе мы были, но друзья сказали: «Если ты не перестанешь фотографировать наличники, мы тебе приклеим шоры!» Я правда останавливался возле каждого дома и очень сильно тормозил экспедицию.

- А хозяева домов нормально реагируют на человека с камерой?

- Не всегда. Было дело в центре Владимира. Я нацеливаюсь на окно, и вдруг рядом со мной в стену впивается камень. Я опускаю аккуратненько камеру и вижу, что следом летит второй. Показывается недовольный мужик. «Ты чего мой дом снимаешь?!» — кричит и запускает третий камень!

- Камеру хоть не разбил?

- Нет, но пришлось уйти. Это редкий случай. Обычно народ, когда я объясняю, зачем это делаю, относится к моей затее положительно. Даже на чай зовут.

- Сколько мест ты объездил?

- Снято 119 городов и населенных пунктов. Обработано около 7000 фотографий одиночных наличников. Всего отснято около 10 000 разных домов. В этом году я купил себе самокат и езжу на нем от дома к дому: 10 000 домов, между каждыми метров по 100.

- Но выпускаются только окна?

- Да, потому что проект называется «Наличники».

- А где остальные фотографии?

- Пока все в архиве. Понемногу я загружаю их на свой сайт.

- В чем основная идея проекта?

- Сохранить все в памяти народа. Сильно высказался один француз: «Наличники — это золото России. А вы по нему ходите ногами». Это уникальная культура, которая на какое-то время озарила всю страну и теперь сходит на нет. Если не сделать наличники чем-то модным, они уйдут навсегда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Крайнов, урбанист:

- На мой взгляд, сейчас наличники, как и другие виды традиционного для центральной России городского оформления, уже не так актуальны, как пару столетий назад. Первой функцией наличника была защита дома от бед и несчастий, а не столько его украшение. Это пришло уже потом. Сегодня, когда подавляющее большинство живет в многоэтажных типовых домах, индивидуальные наличники на окнах просто невозможны — они будут выглядеть аляповато и совершенно не впишутся в общую концепцию современного города. Лучше их оставить тем, кто живет в таунхаусах или загородных домах.

КРАСНА ИЗБА ПРИЧЕЛИНАМИ...  

Стамик - Небольшая вертикальная опора, шкант, крепящий конек к коньковой слеге

Князевая слега - Жердь под коньком, расположенная вдоль него и соединяющая верхние концы стропильных ног

Слега (дольник) - Толстая жердь, брус. Положенные поперек стропил, слеги служили основанием для кровли в русских избах.

Желоб - Поток для отвода воды

Повальные слеги - Завершающий ряд бревен в срубе, опора для стропильных ног, а значит, и для всей кровли

Курица - Конструктивный элемент в виде буквы «Г» поддерживающий поток для отвода воды, который одновременно удерживал кровлю

Полотенце - Узорная свисающая доска, прикрывавшая верхний стык причелин

Фото: из личного архива Ивана Хафизова

Конек (охлупень) - Верхняя деталь кровли в традиционной избе. Охлупень изготовлялся из целого бревна в виде буквы V в сечении; конец бревна зачастую вырубался в виде головы коня (откуда — конек крыши). Охлупень укладывался на вершину кровли. Он прижимал верхние концы тесаной кровли, притягивался к верхней слеге деревянными штырями или коваными гвоздями.

Сомцы - Уменьшающиеся по размеру обрубки бревен, из которых делали верхнюю часть торцевой стены, чтобы кровля получилась треугольной

Повал - Карниз у основания кровли, в верхней части сруба. Его образовывали верхние бревна. Они были длиннее прочих

Причелина - Длинная доска, закрывавшая подкровельные концы поперечных слег от дождя. Названа так, потому что находится рядом с «челом»— фронтоном избы, который, как правило, покрывали обережной резьбой.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Гацунаев, культуролог:

- Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который защищал дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — неба и солнца, а также изображения животных.

Оформление окна дома — отражение свое образной картины мира. В верхней части — небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее», или «небесные хляби», и «верхнее», или «небесная твердь». Небесная хлябь — символ плодородия и живительной влаги.

МНЕНИЕ

Не взяла вражья бомба дом Владимира Даля

Рустам Рахматуллин, москвовед

В Москве есть стилизации под народную архитектуру, в том числе с элементами резьбы. Их можно назвать умными, учеными. Самый яркий образец среди таких домов — Погодинская изба на Погодинской улице.

Это флигель усадьбы историка и коллекционера Михаила Погодина. Чуть более поздний манифест подобной стилизации — дом Пороховщикова, предка знаменитого актера, расположенный в Староконюшенном переулке.

Это наиболее яркие примеры деревянной архитектуры из сохранившихся. Оба дома были построены в промежутке между 1840-ми и 1870-ми годами.

При этом в столице сохранились и дома, где нижняя часть выполнена из камня, а верхняя из дерева. Как правило, окна в таких домах оправлены в наличники.

Есть примеры и деревянного классицизма, где и колонны у постройки сделаны из дерева. Еще один пример — дом Тургенева на Остоженке. Полностью из дерева. Это деревянный ампир. Несколько чудных домов есть и в переулках Семеновской слободы.

Древнейший деревянный дом в столице — дом Владимира Даля на Грузинской улице. Во время Великой Отечественной он чудом выстоял — попавшая в него бомба не разорвалась.

ОРНАМЕНТЫ

Родиной резных наличников считается Нижегородская область. Они появились, когда исчезло деревянное судоходство, возникли паровые машины, металлические корабли. Оставшимся без работы резчикам некуда было приложить свой труд: они принялись украшать свои дома, а затем и дома соседей. В это же время появились стекла, оконные проемы стали больше, и людям захотелось их украшать.

Фото: из личного архива Ивана Хафизова

ПЛАСТИКОВЫХ НАЛИЧНИКОВ ЕЩЕ НИКТО НЕ ДЕЛАЕТ

Повесить на свои окна резные наличники можно и сегодня. Было бы желание и адекватный материал.

В частном доме всякий сам себе хозяин, так что и с дизайном собственных окон можно играть в свое удовольствие.

— Все зависит от стиля коттеджа, — рассказывает «Вечерке» скульптор по дереву Сергей Быков. — Резные наличники люди ставят до сих пор, так что если дом деревянный и у владельца любовь к истории, почему нет? В большинстве случаев наличники сегодня вырезают из сосны. Такая доска обойдется в пять с половиной тысяч за квадратный метр.

При желании можно и из красного дерева наличник вырезать, вот только ценник будет исчисляться десятками тысяч рублей.

— А вот из пластика никто наличников не делает, — говорит Сергей Быков. — Материал совсем неподходящий. Кстати, на наличник ручной работы уходит от пары дней до нескольких недель.

amp-next-page separator