20 января 2016 года 14:00 На выставке гравюр в школе №1329 можно узнать интересные подробности женской моды XIX века / Фото: ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

Правила этикета: почему дамам разрешали не снимать шляпку

Общество
Узнать о том, какие платья и шляпки носили модницы XIX века, разучить язык веера и развить в себе тонкий вкус — все это стало доступно столичным подросткам: школа № 1329 открыла выставку «Век XIX, парижанки: мода и увлечения».

В коридорах школы разместились 35 гравюр — иллюстраций журнала «Новая библиотека для дам», который издавался в Санкт-Петербурге.На страницах издания помещались описания модных шляпок и платьев, а также аксессуаров, без которых невозможно было появляться в обществе статусным дамам: веера, перчаток и сумочек. Яркие журнальные страницы подробно расскажут и покажут историю женского костюма.

— Мы стараемся все наши мероприятия совместить с учебным процессом, — говорит Татьяна Захарова, куратор направления «Музейная педагогика» в школе № 1329. — Кстати, платья, подобные тем, что представлены на выставке, носила героиня романа Льва Толстого «Война и мир».

«На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых шелковых чехлах, с розанами в корсаже», — читаем в сцене, описывающей подготовку светских дам к балу (масака — темно-красный цвет с синим оттенком. — «ВМ»).

Здесь же, на выставке, можно узнать, как появились дамские сумочки.

— Прямые платья из тонких тканей не имели внутренних карманов, поэтому в моду вошли сумочки, которые предназначались для туалетных мелочей, — рассказывает Татьяна Захарова. — Аксессуар получил название reticule — «плетеная сетка». Уже позже в шутку эти сумочки стали называть ridicule, что в переводе с французского означает «смехотворный». Слово «ридикюль» прижилось и стало обозначать аксессуар во многих странах.

Еще одна уникальная вещица в истории дамской моды — веер. В России первые упоминания о веерах появляются в XVII веке. В те времена складные веера чаще всего изготавливали из атласа, лайки или пергамента. Позже стали появляться и более дорогие варианты: например, для царицы Натальи Кирилловны, супруги Алексея Михайловича, в столичных мастерских веера украшали черными страусовыми перьями с яшмовым основанием и золотом. А вот во времена Екатерины II веером пользовались не только по его прямому назначению — навевать прохладу на лицо, — но и для создания тайных сообщений. Существовал даже особый язык веера. По одной из версий, он пришел в Россию из Испании, где зародился в начале XVII века, по другой — из Франции времен Людовика XIII. С помощью веера можно было завязать знакомство, выразить симпатию и признаться в любви.

— Раскроем еще один секрет женского костюма, — продолжает Татьяна Захарова. — Почему дамам по этикету разрешалось в помещении находиться в шляпке? Дело в том, что к полям часто крепились накладные локоны, которые снимались вместе с головным убором. С тех времен возникла традиция даже в помещении оставаться в шляпке.

Секрет успеха французской моды заключался в главенствующем положении легкой промышленности страны, а также в производстве предметов роскоши, отмечает Татьяна Захарова. Французы умели подмечать характерные черты времени и облекать их в художественную форму.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вероника Бурмакина, директор школы №1329:

Выставка гравюр «Век XIX, парижанки: мода и увлечения» обогащает знаниями в области литературы, истории, искусства. Ребята здесь могут увидеть не только то, что носили женщины в прежние времена, но и то, как они это носили, с каким изяществом.Подача материала в таком нетрадиционном формате в том числе поможет старшеклассникам, в частности учащимся 11-х классов, подготовиться и успешно написать экзаменационные сочинения.

amp-next-page separator