Настоящий полковник. Ветеран столичной милиции Валентина Чупыгина отметила 90-летний юбилей
Начальник пресс-службы Ольга Егорова зачитывает поздравления от начальника главка Анатолия Якунина и руководителя округа генерала Пищулина. В глазах Валентины Андреевны загорается огонек. Нет, не забыли. Пришли.
Словно вновь вернулась на службу в родную милицию на сорок лет назад, когда вместе со своими коллегами из детской комнаты милиции бегала за непутевыми подростками Люблинского района и вытаскивала их из криминального мира. Заслуженный офицер предлагает пройти на кухню, выпить чаю.
— А может что-нибудь покрепче налить? — улыбается она.
— Нет, что вы, мы на службе! — отказываются действующие полицейские.
За чашкой чая юбиляршу просим показать семейный фотоальбом. Черно-белые снимки. Яркие стоп-кадры из юности, семейной жизни и работы.
— Я киевлянка. Мне было 14 лет, когда началась Великая Отечественная война, — вспоминает Валентина Андреевна. — Из Киева, где я жила с папой, мамой и братом, нас эвакуировали в Среднюю Азию. Отец ушел на фронт. Вскоре вслед за ним отправился туда и брат.
В пятнадцать лет Валентина Андреевна встала за станок. Работала обмотчицей в слесарной мастерской. Собирала детали для электродвигателей, которые затем отправляли на военный завод.
— Трудились мы по 12–14 часов в день, — вздыхает Валентина Андреевна. — Тяжело приходилось, но подъем патриотизма был очень высокий. За Родину! За Сталина! Люди шли на фронт и отдавали свои жизни за Отечество.
На войне погиб папа. Мама, получив похоронку на мужа, умерла от разрыва сердца. Валентину взяла на воспитание в свою семью ее тетя. Брат Валентины Андреевны прошел всю войну. Был тяжело ранен. Выжил. В 1946-м его перевели в Москву, куда он потом забрал и сестру.
После учебы будущая гроза юных хулиганов поступила на работу в милицию. На работе познакомилась с молодым человеком. Завязался роман с оперуполномоченным уголовного розыска.
— Почти как у Володи Шарапова из фильма «Место встречи изменить нельзя», — проводит аналогию Валентина Андреевна.
В 1949 году вышла замуж. Служила в 103-м отделении милиции, возглавляла партийную организацию милиции своего района. Муж помогал.
Сейчас ветеран живет одна. Ушел из жизни несколько лет назад супруг. Ее одиночество милиции скрашивают короткие встречи с сослуживцами и радиоприемник у кровати. Перелистывая страницы фотоальбома, она останавливается на своих снимках в шинели полковника.
— Я же из органов майором уволилась, — произносит юбилярша. — А эта шинель не моя, а мужнина. Он любил фотографировать. Снимал меня и на отдыхе на море, и на даче. Как только мы построили коттедж, он попросил меня надеть его шинель и папаху. Я не стала возражать. Так и получилась эта фотография.
Бывшие подопечные Валентина Андреевны, трудные подростки, тоже иногда выходят на связь. Благодарят, что майор милиции вовремя вытащила их из криминальной среды. Действующие офицеры покидают гостеприимную кухню Валентины Андреевны раньше, чем ветераны. Им есть еще о чем поговорить. Не будем им мешать.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вячеслав Аскоченский, председатель общественного совета УВД по ЮВАО:
— По-моему, Валентина Андреевна Чупыгина осталась такой же, как и была несколько десятилетий назад. Она всегда была какой-то стремительной, целеустремленной. С ней я проработал рука об руку долгие годы. Я был в 1975-м замполитом отдела милиции, она — начальником детской комнаты милиции. Тогда в микрорайоне проживало около 130 тысяч населения. Трудных подростков хватало, но она с ними успешно справлялась.
СПРАВКА
Валентина Андреевна Чупыгина родилась 20 сентября 1927 года в городе Киеве. Во время Великой Отечественной войны, в 15 лет, встала за станок. Изготавливала электродвигатели для военной промышленности. Окончила школу, затем вуз. Поступила на службу в правоохранительные органы. 35 лет проработала в детской комнате милиции.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Верность. Честь. Долг. Кремлевский полк отмечает 80-летний юбилей
Кремлевский полк, который 8 апреля отметит свое 80-летие, — предел мечтаний любого призывника. Но не каждый сможет попасть в часть, чей девиз — «Верность, честь, долг». Носки вытянуты, движения прямых ног идут от бедра, при этом левая и правая подошвы опускаются на одну линию. А на лице — никаких эмоций. Так происходит смена роты специального караула, которую несут бойцы Кремлевского полка у мемориала — Могилы Неизвестного Солдата (далее...).