Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. / Фото: Википедия

Годовщина моральной победы. Что на самом деле произошло под стенами Кремля 4 ноября 1612 года

Общество
В этом году мы будем отмечать День народного единства в двенадцатый раз. До сих пор не все понимают, какое отношение он имеет к событиям Смутного времени.

Напомним последовательность событий. 22 октября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, занятый войсками Речи Посполитой.

— Пожарский вступил в Китай-город с иконой Казанской Божией Матери и пообещал воздвигнуть в ее честь храм на Красной площади «в благодарение за Ее чудесное вспомоществование», — рассказывает кандидат исторических наук Борис Морозов, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН. — Интервенты отступили в Кремль, и через четыре дня, 26 октября, их гарнизон сдался.

В 1649 году царь Алексей Михайлович распорядился праздновать 22 октября День Казанской Божией Матери «в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году». День этот отмечается, как все церковные праздники, по юлианскому календарю (старому стилю). По григорианскому календарю (новому стилю), который стал государственным в России с 1918 года, этому дню соответствует 4 ноября (прибавляется 13 дней).

В 2004 году Межрелигиозный совет России предложил отмечать 4 ноября День народного единства. Со следующего года праздник стал государственным. Строго говоря, дата оказалась не совсем корректной. Ее надо было не соотнести с новым стилем, а перевести на него — а это разные вещи. Для события, произошедшего в XVII веке, нужно добавить 10 дней, а не 13. Получается, что по новому стилю Китай-город был освобожден 1 ноября, а Кремль — 5 ноября. В день, который соответствует 4 ноября, Китай-город был уже освобожден, а интервенты еще оставались в Кремле.

И все же обоснования ей (пусть и задним числом) найти можно.

— А вы представьте, как себя чувствовали захватчики накануне подписания капитуляции, — рассуждает Борис Морозов. — Они понимали, что обречены, и принимали в этот день непростое решение. Это был час их морального краха. И моральной победы российского ополчения.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Борис Грызлов, российский государственный деятель:

— Исторические события и духовно-нравственные ценности, о которых нам напоминает этот праздник, — взаимное уважение людей разных национальностей и вероисповеданий, любовь к своей Родине, умение сплотиться. В 1612 году наши предки доказали, что народ России обладает всеми этими качествами в полной мере, и эта память будет востребована в решении актуальных задач стратегического развития страны в XXI веке.

 

amp-next-page separator