Отечественные заслуги в производстве духов незаслуженно забыты / Фото: Виталий Белоусов/РИА Новости

«Белая акация» все такая же терпкая

Общество
1 марта завершилась выставка «Это не случайное совпадение» в галерее «Варшавка», посвященная парфюмерной истории нашей страны. Отечественные заслуги в производстве духов незаслуженно забыты, в России нет ни одного парфюмерного музея, а ведь начинали мы наравне с французами. Насладиться самыми изысканными ароматами отправилась и корреспондент «ВМ».

При входе в «Варшавку» первый вопрос — почему «не случайное совпадение»? Оказывается, наша парфюмерная история, которая началась с марки «Новая Заря», зародилась именно на территории Южного округа Москвы, где находится галерея «Варшавка».

На запястье падают несколько капель советской «Белой акации». Аромат выпустили в 1953 году, за эти годы он не потерял своего очарования. Баночке, которую держу в руках, больше пятидесяти лет... «Акация» все такая же терпкая.

— Первые советские артели разливали по флаконам парфюм монархических времен, пока не появилось новое производство, — рассказывает директор галереи Нина Оснас. — На этикетках упоминали дореволюционные марки: «бывш. Брокар», «бывш. Ралле». Запасов осталось очень много.

А началось все с мыловарения. «Торговый дом Брокар и Ко» российского предпринимателя французского происхождения Генриха Брокара создал «Новую Зарю». Брокар начинал с продажи мыла за полкопейки. Даже крестьяне, выручив немного денег с ярмарки, покупали у Брокара круглый кусочек мыла, напоминающий копейку. Потом появилось мыло в форме яйца.

— Это маркетинговый ход, чтобы покупатели узнавали в товаре знакомые предметы, — говорит Нина Оснас.

Он и создатель парфюмерной компании «А. Ралле и Ко» Альфонс Ралле являлись поставщиками двора Его Императорского Величества. Получить право на использование Государственного герба было непросто — после восьми лет безупречной работы.

Вижу на стенде помпезный флакон с золотым покрытием, город производства — Париж. Как же так? Выставка же посвящена отечественным духам.

— Это продукция русско-французского товарищества «Модерн». На самом деле эти флаконы изготавливали в России, — объясняет Оснас. — Альфонс Ралле однажды провел эксперимент — поменял жидкость во французских флаконах на свою продукцию и наоборот.

Покупатели начали возвращать русские флаконы, в которые залили французские духи, сразу заметили обман.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Ирина Воробьева, коллекционер парфюма:

- У Брокара были целые плантации трав в Крыму, в Подмосковье же он выращивал турецкую гвоздику, резеду, вереск. Однако порой западная парфюмерия была дешевле, ведь нам все равно приходилось пользоваться импортным сырьем.

amp-next-page separator