Розетка и два колеса
Технический прорыв совершил московский изобретатель Владимир Петров. Инженер создал электромотоцикл, который превосходит зарубежные аналоги.
ПОДАРОК СЫНУ
Конструкторское бюро Петрова можно спутать с автомастерской. Собственно, первый этаж — это и есть обычная автомастерская. На втором — интереснее, там проектируют первый отечественный электромотоцикл: в одном кабинете занимаются микросхемами и батареями, в другом рамами и комплектующими, в третьем — собирают электродвигатели. Началась эта история пять лет назад с того, что Владимир собрался сделать сыну подарок — мопед на электротяге.
— Решил парня порадовать — приделать к велосипеду моторчик, — рассказывает Петров. — Но выяснилось, что нормальных электромоторов в продаже нет. Есть либо плохие китайские, либо хорошие, но безумно дорогие европейские. Я неплохо разбираюсь в электромеханике и стал сам придумывать.
С моторчиком на 9 киловатт мотик просто полетел, а Владимир понял, что двигатель превосходит аналоги. Сел за чертежи и доработал прототип. Уже позже, устроив в мастерской небольшое конструкторское бюро, он с единомышленниками начал разработку спортивного мотоцикла.
— Когда первый прототип прошел испытания на трассе, я сам был поражен: по скорости и управляемости он оставил позади не только мотоциклы на электротяге китайского, американского и австрийского производства, но и бензиновые спортбайки, — говорит Владимир.
БЫСТРЫЙ
Воскресный полдень. Трасса влажная после дождя. Гонщик-испытатель Иван Омельченко готовится завести мотоцикл. Делается это нажатием кнопки: электромотор мощностью 30 киловатт соединен мощной цепью с колесом напрямую.
Коробки передач нет. Байк срывается с места почти бесшумно — слышно, как хрустит гравий под колесами — и фантастически быстро набирает скорость.
— До сотни за три секунды, — говорит Владимир. — Бензиновые мотоциклы нам проигрывают в коротких заездах. В длинных проигрываем мы: на экстремальных трассах даже емкая батарея садится быстро.
В это время Иван вылетает из-за поворота и снова скрывается за пригорком.
— Когда в первый раз выставили мотоцикл на гонки, соперники над нами смеялись, дескать, что за игрушка на батарейках. А через минуту прикусили языки: мы обставили их в коротком заезде.
ГОРОДСКОЙ
За пять лет непрерывного усовершенствования электромотоцикла занятие это из хобби превратилось в бизнес-идею: Владимир вместе с партнером Даниэлем Башмаковым запускают в Краснодаре предприятие по серийному производству электробайков.
— Городской вариант нашего мотоцикла будет стоить дешевле, чем зарубежные электробайки, — говорит изобретатель. Владимир прекрасно знает, что электротранспорт у нас развит слабо, но изобретатель уверен: это потому, что на рынке нет предложения оптимального по цене и качеству.
— Обычным людям: студентам, офисным работникам, да и, чем черт не шутит, пожилым людям, нужен не рев моторов, а просто быстрый, удобный и экономичный транспорт, — уверен изобретатель. — Электромотоцикл ведь можно хранить дома — он не воняет бензином, небольшой, и управлять им куда проще. А электричество — это самое дешевое топливо. Давайте посчитаем: батареи мощностью 7,2 киловатта хватает на 200 километров в городском режиме. В Москве киловатт/час стоит 5,38 рубля. Итого — 35 рублей за 200 километров. А если взять ночной тариф — 1,64 рубля — получается 10 рублей. Заряжается батарея не более полутора часов от обычной розетки. А крепится она четырьмя болтами: вынул и заменил за пару минут.
КСТАТИ
Этой весной детище Петрова — электромотоцикл под названием «Деллер» — украсил стенд правительства Москвы под названием Made in Moscow на всемирной промышленной ярмарке Hannover messe-2017 в Ганновере (Германия). Байк вызвал ажиотаж среди мотопроизводителей.