Учитель истории Станислав Лавров рассказывает классу о Битве за Москву с помощью материалов «Вечерней Москвы» / Фото: Павел Волков

Военная история увлекла будущих инженеров

Общество
Очередной «урок с газетой» прошел в гимназии № 1504. Корреспондент «ВМ» убедился: будущим инженерам история не менее интересна, чем, например, физика.

Материал, посвященный обороне Москвы 1941 года, оказался для подростков как нельзя кстати. Наша газета помогла им разобраться в перипетиях событий 76-летней давности и получить ответ на вопрос: каким образом их предкам удалось до последнего оборонять и защитить столицу?

Ребята с удовольствием отложили в сторону учебники, рабочие тетради и взялись за изу чение газеты. Учитель истории Станислав Лавров, когда-то сам закончивший эту школу, в блицрежиме буквально засыпал учеников вопросами по хронологии Московской операции. Для инженерного класса такая задача более понятна: выяснить, почему авторы публикации составили хронологию битвы именно так, а не иначе.

— У учеников инженерного класса отдельное расписание, свой набор уроков и учебных часов, — поясняет Станислав Лавров. — Но у ребят есть некоторое затруднение в изучении гуманитарных предметов, в том числе и истории. Однако, взяв за основу газетный материал, технари показали, что могут работать с этим материалом. Урок с газетой очень полезен. А учеба в инженерном классе не снимает ответственность за незнание гуманитарных предметов.

Кстати, девочки в инженерном классе оказались в меньшинстве. И все ученики были несколько смущены новым форматом подачи материала. Отмалчивались, с трудом раскачивались, отвечали односложно. Но во всем классе невозможно было заметить безразличных лиц.

Постепенно тема урока захватила ребят. Конечно, с подачи учителя, который сумел увлечь их интересными вопросами: «Как поступил Сталин с полководцами, попавшими в окружение под Вязьмой?», или: «Почему армии вермахта было так нужно захватить Москву?» Постепенно втянувшись в урок, школьники отвечали уверенно. Так, Муин Кардонмаманов объяснил, что захват столицы — «формальный успех войны». Ксения Безрукова и Оля Лямина уверенно сообщили, какой город обеспечивал Красную армию оружием и куда должно было быть эвакуировано руководство страны. А попавших в плен под Вязьмой Сталин приказал восстановить на службе — их окруженные части в октябре 1941-го оттянули на себя 12 дивизий вермахта. Но эту деталь школьникам уже раскрыл сам педагог.

После урока учитель пояснил корреспонденту «ВМ»: ученикам было несложно ориентироваться в истории Великой Отечественной: в школе № 1504 работают целых два музея. Один посвящен советской авиации, второй — боевому пути 3-й общевойсковой армии. Причем ученики сами проводят в них экскурсии.

— Благодаря собранию экспонатов в наших двух школьных музеях, мы можем проводить учебную работу с артефактами прямо здесь, на месте, в стенах нашего учебного заведения, — поясняет учитель Станислав Лавров.  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Надежда Шарай, директор гимназии № 1504:

– Если педагоги будут грамотно обращать внимание на газетные публикации, то и ученики начнут ими интересоваться. Мы обычно предлагаем детям «Прессу в образовании». Мы учим школьников читать заголовки, видеть проблему и озвучивать свое мнение. Газета сама по себе имеет тот материал, который сегодня нужен школьникам. Мы долгие годы проводим «урок политинформации» по газетам: политика, внутренняя и внешняя, события, которые заинтересовали подростков.

amp-next-page separator