При приеме на работу будущим московским госслужащим назначают курсы в системе дистанционного образования / Фото: Екатерина Богма, «Вечерняя Москва»

Эксперты предсказали взрывной рост интернет-экспорта в столице

Общество
Цифровой мир, в котором мы все живем, предполагает «оцифровку» всех сфер нашей жизни. Трансграничная торговля — не исключение.

По оценкам экспертов, потенциал роста российского интернет-экспорта поистине огромен: в ближайшие годы он должен вырасти в 20–25 раз. И это только по самым скромным подсчетам — лишь 0,4% всех российских предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ) отправляют свою продукцию за рубеж. Для сравнения: в Восточной Европе таких 2%, в Великобритании или Германии — 7–8%, а в Китае, чуть ли не вся промышленность которого — сплошь МСБ (98,3%), эти предприятия вообще обеспечивают почти 70% объема экспорта страны. Так что расти есть куда. В том числе и московскому бизнесу, благо что треть всех отечественных МСБ-экспортеров — из Москвы. Для того же сравнения: внутренний рынок интернет-коммерции покрывается москвичами аж на 60%.

Перечень того, чем мы можем удовлетворить потребительский раж заграницы, изобилует стереотипами. Шапки-ушанки, матрешки, нефть — газ — лес, водка с икрой — вот, пожалуй, и все, что приходит в среднестатистический ум при упоминании отечественного экспорта. Список товаров, которые могут предложить на вывоз МСБ, кажется и вовсе мизерным.

— В какой-то момент мы устали отвечать на недоуменные вопросы и вложились в серьезное исследование, которое подробно пояснило, что представляет собой отечественный розничный экспорт, объем которого, на минуточку, около 400 млн долларов в год, — объясняет Илья Кретов, гендиректор известного маркетплейса eBay в России. — Половина от этой суммы — продажи в ближнее зарубежье, половина — в дальнее. Вторая цифра тоже делится примерно пополам. Первые 100 млн — это то, что продают изготовители, перепродавцы и интернет-магазины через свои каналы и сайты, вторые 100 млн — то, что уходит через маркетплейсы вроде нашего.

Причем это совсем не обязательно шапки и матрешки.

У нас огромное количество очень интересных производителей. Есть, например, девушка Оля, которая построила на нашей площадке целый экспортный ювелирный бизнес через разные логистические схемы со складами в Европе и Штатах. Есть дизайнеры молодые, которые продают интересную одежду. Есть люди, наладившие розничный экспорт тяжелой мебели. Есть очень интересные производители запчастей, например, московские ребята, делающие совершенно классные пластиковые обвесы, с помощью которых любой ≪Фольксваген Гольф≫ превращается в ≪Ламборджини≫. Недавно, насколько я знаю, даже открыли свой шоу-рум в Лос-Анджелесе.

Если учесть, что только у eBay сейчас порядка 170 млн покупателей по всему миру, интернет-экспорт действительно представляется довольно перспективным направлением.

Однако решаются на него, по словам Ильи Кретова, далеко не все:

—Масса предпринимателей даже и не думают в этом направлении. Мол, продаем, как можем —нам хватает. А тут английский, трансграничная торговля и куча непонятностей в придачу —с возвратом НДС, с растаможкой, с отправлением, ну и смысл заморачиваться? Чтобы облегчить им участь, надо все эти барьеры снимать. Невозможен возврат розничного НДС, из-за чего наш товар часто не может конкурировать по ценам с зарубежными —давайте на государственном уровне решим, как его возвращать. Хромает логистика —давайте ее ≪вылечим≫ и так далее. Нужно вовлекать МСБ в глобальную конкуренцию, помогать людям в понимании всех нюансов глобальной конкуренции.

Согласна с коллегой и Анна Нестерова, председатель совета директоров Global Rus Trade, первой отечественной интернет-платформы трансграничной торговли по схеме b2b (≪бизнес для бизнеса≫):

—У отечественного МСБ есть серьезное непонимание того, что такое трансграничная электронная площадка. Все знают американский еBay и китайский Alibaba, но почему-то даже представить себе не могут, что можно вот так же, в одно мгновение, начать массовое взаимодействие с коллегами по всему миру. Нам часто говорят: у нас же есть свой интернет-магазин, мы там выкладываем свои товары, неужели еще и тут все повторять? Или: а если покупатель напишет мне запрос на своем языке, как мне ему отвечать? Мы с этим сталкиваемся каждый день.

И каждый раз приходится объяснять, что мы сами заводим карточку товара, что умная система сама аккумулирует все характеристики товара, сама переводит все на другие языки и так далее. По сути, электронные маркетплейсы решают вопрос доверия между покупателями, выступают арбитром при решении споров, и будущее у них в России многообещающее. Наверное, таких громадных площадок, как у китайцев и американцев, у нас не будет никогда, потому что мы не производим столько качественных недорогих потребительских товаров. Но у нас есть своя перспективная ниша —промышленные, высокотехнологичные вещи, в которых мы исторически сильны. Так что чем больше подобных электронных сервисом будет, тем лучше.

Перспективность интернет-экспорта чувствуют и финансисты. В этом году сразу два крупнейших банка страны — ВТБ24 и Сбербанк —запустили площадки электронной коммерции для продуктивного бизнес-общения продавцов и покупателей. В первом случае все товары, которые загружает на сайт предприниматель (это можно сделать напрямую из интернет-магазина, из файла или других источников), автоматически появляются на шести крупнейших маркетплейсах мира.

И в режиме одного окна продавец может собирать с них заказы, обсуждать сделки с покупателями, мониторить цены конкурентов и так далее.

Нечто похожее, правда, с более скромным потенциалом, реализовал в ноябре и Сбербанк.

Его электронная площадка охватывает более 48 стран, но пока заточена лишь на то, чтобы свести друг с другом производителя и потенциального покупателя. Примечательно, что в обоих случаях никакой лобовой выгоды банки из своих платформ не извлекают (все шаги-манипуляции бесплатны). И там, и там логика у финансистов была одна — 25-процентный потенциал развития электронного экспорта, а значит, рост бизнеса их клиентов и, в перспективе, рост бизнеса самих банков.

Но Россия не была бы Россией без тормозящих процесс сложностей и препон.

—Стране нужны прозрачные и технологичные таможенные процедуры, налоговые льготы на экспорт и дотации на логистику, —считает коммерческий директор компании экспресс-доставки СДЭК Сергей Егоров. —Например, Китай дотирует экспортеров, предоставляя 2 юаня на килограмм для экспортных посылок, вывезенных через почту Китая. Нам о таком можно только мечтать.

С ним согласен и директор по развитию логистической компании Shiptor Андрей Лямин:

—У нас создано огромное количество бессмысленных административных экспортных ограничений: сертификации, нотификации, товары двойного назначения... Правительство делает какие-то шаги, но медленно. Вот существовала ≪дорожная карта≫ экспорта товаров из России, но ее программа полностью так и не была выполнена, а рабочую группу расформировали… В общем, перспективы перспективами, но любые прогнозы на взрывной рост экспорта останутся лишь прогнозами, если не подключить к их осуществлению могучую силу под названием государство.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир Ефимов, руководитель Департамента экономической политики и развития Москвы:

— Товарный и сервисный ассортимент московского экспорта очень разнообразен: это радиолокационные комплексы для аэропортов, пассажирские самолеты и их обслуживание, парфюмерия и косметика, кондитерские изделия и пищевая продукция, программные продукты и многое другое.

Сергей Лобанов, замдиректора Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ:

— У нас есть стратегия развития торговли, которая охватывает все ее форматы, и в самое ближай шее время в ней появится раздел, который касается электронных каналов сбыта. Над этим текстом мы работали фундаментально — с привлечением широкой общественности и бизнес-сообщества. Он месяц висел на сайтах профильных ассоциаций, но так и не вызвал радикальных возмущений, из чего мы делаем вывод, что предлагаемый вариант удовлетворит предпринимательское сообщество. План конкретных мероприятий — это следующий этап работы над стратегией, но в целом мы примерно понимаем, что, когда и как надо сделать. Россия вовлечена в мировой оборот электронной торговли, но скорее как покупатель, нежели продавец. Наша задача — планомерно выявлять и снимать все барьеры и препятствия, которые испытывают работающие на этом рынке предприниматели.

ЦИФРА

150 стран мира являются импортерами московской продукции. Среди них Китай, Германия, Нидерланды, Италия, Франция, Польша, Великобритания и др.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Подписывайтесь на канал «Вечерней Москвы» в Telegram!

amp-next-page separator