Москвичка Роза Хусаинова уверена: в любом возрасте человек не имеет права сидеть без дела / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Без дела не сидится

Общество
Занятой человек не успевает приобрести такую дурную привычку, как старость. Справедливость этих слов Андре Моруа своим примером доказывает Роза Хусаинова.

Мы познакомились с 73-летней Розой Мухамадиевной на субботнике, где она вместе с другими волонтерами сажала деревья. Улыбчивая женщина с не по возрасту молодыми глазами сразу привлекла к себе внимание.

— Сейчас так интересно жить, — говорит Роза Хусаинова, — эта программа «Московское долголетие» — находка для тех, кто вышел на пенсию. Раньше человек с работы уходил в никуда: сидел дома, а жизнь проходила мимо. А сегодня тебе столько всего предлагают, что не можешь выбрать. Я вот, например, хожу на йогу. Легко делаю позу воина, шпагат, складку. Не верите? Она легко сложилась пополам, не сгибая коленей, и положила ладони перед собой, на землю. Вот это гибкость!

Сразу и навсегда

Своего отца Роза не помнит, маленькая была, когда родители расстались. А когда ее мама вышла замуж за военного, ее оставили на воспитание бабушке в Казани, чтобы девочка училась, а не моталась с родителями по гарнизонам. Когда девочке исполнилось десять лет, мама привезла Розу на отдых в Фергану.

— Тогда я впервые попала в цирк, — рассказывает Роза Мухамадиевна, — и восхитилась. Я до сих пор помню тот номер «Каучук» в исполнении хрупкой блондинки. Тогда я и решила: когда вырасту, обязательно стану цирковой артисткой!

Собственным примером Роза Хусаинова доказывает, что увлечение любимым делом продлевает молодость / Фото: Наталия Нечаева, «Вечерняя Москва»

Шанс не упустила

Окончив школу, девушка отправила документы в Московское эстрадно-цирковое училище, а пока ждала ответа, поступила в Казанское хореографическое, где Розе прочили блестящую карьеру. Ей было всего 15 лет, а она уже наряду с народными артистами ездила на гастроли. И волею случая оказалась в столице.

— Сразу отправилась в Московское цирковое училище и попросила преподавателя Николая Эрнестовича Баумана (жонглер, педагог и режиссер циркового искусства (1908–1997). — «ВМ») посмотреть меня. Он согласился. Я даже не надеялась, что меня в середине учебного года могут принять, поэтому дурачилась: «Я хочу в церковное училище ваше поступить! Я ничего не умею, только шпагат! » Присутствующие смеялись — забавная, улыбчивая девчушка всем понравилась. Когда Роза собралась уходить, ей сообщили: «Вы приняты! Возьмите направление в общежитие».

С карьерой танцовщицы было покончено.

Из Бомбея с любовью

Началась столичная жизнь. Роза успевала и учиться, и подрабатывать спасателем в бассейне «Москва», где ей платили два руб ля в неделю. Родители были не в восторге от того, что дочь решила связать судьбу с цирком, однако ее это не останавливало.

— В конце шестидесятых в Индию на съемки фильма «Мое имя клоун» собрали цирковую труппу, я была среди них. Далекие края, Бомбей и... сказочно красивый актер Радж Капур! Он приглашал нас на торжественные ужины, устраивал приемы и организовывал экскурсии, постоянно дарил нам хорошее настроение.

Тогда Роза и не представляла, что главным подарком из Индии станет любовь. В юную красавицу влюбился специалист торгового представительства России в Индии Олег Николаевич. Ради возлюбленной он вернулся в СССР. Семь лет он ухаживал за цирковой артисткой, и наконец они поженились. В семье родились дети: в 1973-м — сын, в 1977-м — дочка.

Старость в радость

— У меня семь внуков, — радуется Роза Мухамадиевна. — Когда мне исполнилось 47 лет, я вышла на пенсию. Не знала, куда деваться, считала себя ненужной. Сидеть сложа руки не могла, поэтому и организовала студию «Шапосинтез», где под куполом шапито объединились разные виды искусства. Здесь можно посещать театральный кружок, узнать все о чайной церемонии, учиться живописи, заниматься йогой. Но и этого Хусаиновой мало.

Сейчас она размышляет, к каким еще занятиям по проекту «Московское долголетие» ей присоединиться.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Цикл лекций организуют в Щербинке в рамках проекта «Московское долголетие»

amp-next-page separator