Снижение доли импорта во II квартале — сезонное явление, ведь в июне в продажу уже начинают поступать продукты нового урожая / Фото: Александр Кожохин, «Вечерняя Москва»

Столичные жители стали меньше тратить на покупки

Общество
Эксперты отмечают значительный рост среднего магазинного чека жителей столицы. Связано ли это с увеличением потребительского спроса или с другими причинами, разбиралась «ВМ».

Согласно данным, предоставленным исследовательским холдингом «Ромир», средний чек москвича в магазине за год увеличился более чем на 6 процентов, составив 739 рублей. Показатель активно растет с января этого года. При этом средний чек в большинстве других регионов не изменился или поменялся незначительно.

По мнению экономиста Льва Могилевского, это вызвано прежде всего дороговизной товаров.

— Подобный рейтинг говорит о росте цен — как скрытом, так и видимом, — уверен Лев Михайлович. — Человек покупает те же товары, но стоят они уже на порядок дороже. То, что в большинстве других российских городов такой рост не зафиксирован, объясняется разной покупательной способностью населения по сравнению с мегаполисом. Не менее важным фактором является политика торможения роста цен самими торговыми сетями. Продавцы понимают, что подорожание товаров может негативно сказаться на торговых оборотах. А это влечет за собой потерю поставщиков и общее ухудшение качества продуктов. Поэтому они удерживают покупателей, это естественно.

Ссылаясь на аналогичные исследования холдинга «Ромир», но уже в области потребления, главный аналитик Института современного развития Никита Масленников отмечает стабилизацию расходов москвичей, а также увеличение средств, направляемых на сбережения. Эксперт указывает на максимальную рационализацию потребления на сегодняшний день.

— Общие расходы на потребление в мае по сравнению с апрелем не стали больше, — говорит он. — Средний чек увеличивается, а потребительские расходы — нет. Что, кстати, не противоречит друг другу, а означает только одно — люди более рационально покупают и реже ходят в магазины. У населения уже сформировался некий потребительский стандарт, появилась склонность покупать определенные продукты в том месте, где они привыкли это делать, ориентируясь на критерий цены и качества. Так что возросший средний чек отнюдь не свидетельствует о росте потребительского спроса.

По мнению специалиста, немало людей, как в предыдущие годы, начинают «включать» режим экономии. Связано это, в частности, с существенным подорожанием топлива на заправках. В дачный сезон значительная часть семейного бюджета уходит на обслуживание автомобиля, и приходится выкраивать деньги за счет чего-то другого.

— Таких факторов достаточно много, и они еще не в полной мере реализовались, в том числе апрельское понижение курса рубля по отношению к иностранной валюте, — уверен Никита Иванович. — Все еще впереди, потому что в конце июля — начале августа эти курсовые колебания отразятся на ценах. А потом начинается подготовка к школе, сезонные закупки зимней одежды и обуви, повышение тарифов на коммунальные услуги. При этом тренд к снижению прироста реальной заработной платы в нашей стране в этом году налицо. Если в первом квартале ее рост составлял 9,6 процента, то по итогам второго квартала мы получим не более восьми.

И дальше тенденция сохранится. Все индексации прошли, и больше их не предвидится. Обычные люди видят все это и зачастую поступают рациональнее экономистов. Исходя из ощущения происходящего, человек и принимает решение, что покупать в данный момент, а с чем можно повременить. Нужно внимательно оценивать и состав среднего чека. Я не удивлюсь, если увижу там помимо сезонного роста покупок овощей и фруктов продовольственные товары с длительным сроком хранения. Среди них, например, крупы, консервы, замороженная рыба и мясо.

amp-next-page separator