Дети собирали станки и водили поезда
В условиях почти поголовной бедности и безотцовщины для многих семей это было спасением. Уже после пятого класса сын или дочка могли перейти на государственное обеспечение, получать питание и униформу, а уже через три года стать полноценными добытчиками и помогать своим семьям.
Юные путейцы
«Совет мастеров при управлении проектирования Моссовета рассмотрел конкурсные проекты станций строящейся в Измайлове детской железной дороги. В работе совета приняли также участие юные железнодорожники. Как известно, на трассе дороги будут расположены семь станций. Все они, за исключением одной, у Оленьих прудов, представляют собой капитальные каменные сооружения. <…> Над проектом станции у Оленьих прудов работает архитектор Долганов. Здание это будет деревянным».
(1940)
Три года — и ты мастер
«Шесть пятиклассников 66-й школы Киевского района давно решили поступить в ремесленное училище. <…> В зале ожидания ребята осмотрели измерительные инструменты и металлорежущие приборы, добротно изготовленные учениками четвертого и двенадцатого ремесленных училищ. Освоить каждый из них — заветная мечта шестерых поступающих. Решение призывной комиссии совпало с их желаниями: они направлены в двенадцатое ремесленное училище. <…> Особое внимание комиссии привлекает подросток Харис Зарипов. Он выложил на стол пачку своих художественных зарисовок. <…> Комиссия направляет Зарипова в ремесленное училище номер двадцать при «Мосфильме».
После трехлетнего обучения из него должен выйти декоратор-фоновик для киносъемок.
<…> Киевская районная призывная комиссия начала работать 10 июля. <…> За десять дней… направлены в школы ФЗО (фабрично-заводского обучения. — Прим. «ВМ») и ремесленные училища 186 подростков» (1946)