Механик-водитель команды Уганды Джулиус Мбазинва осматривается перед началом движения своей боевой машины. За рычагами Т-72Б3 он чувствует себя как дома / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Пристрелялись. Танкисты выходят на стартовые позиции

Общество
Во вторник, 24 июля, на подмосковном полигоне «Алабино» экипажи стран, которые в этом году приехали побороться за главный трофей в танковом биатлоне, выверяли прицелы и оружие.

В соответствии с регламентом соревнований страны-участницы могут выступать на своей технике. Таким правом в этом году воспользовались команды Белоруссии и Китая. Первые привезли собственные танки Т-72Б, вторые — уже известный российским зрителям «Тайп-96». Остальным технику — танки Т-72Б3 — предоставляет принимающая сторона.

На этот раз в биатлоне участвуют 23 команды. Современный танк — мощная боевая машина, однако его системы, отвечающие за применение орудия, требуют точной настройки.

Для этого экипажи и выезжают на пристрелку. Вначале орудие и два пулемета, крупнокалиберный зенитный и спаренный, выверяются по контрольно-поверочной мишени — большому листу фанеры с нанесенными метками. После этого экипаж загружает снаряды, заряжает пулеметные ленты и готовится к стрельбе. Поскольку команда открывать огонь дается по готовности, первые выстрелы всегда раздаются внезапно.

Первый пристрелочный день перед соревнованиями по танковому биатлону Армейских игр / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Сначала танки заводятся, чтобы подать электропитание на механизмы наводки орудий и пулеметов, потом, подобно пианистам, разминающим пальцы, шевелят длинными стволами пушек.

Когда сразу полтора десятка машин начинают стрелять, кажется, что это трясется земля. На расстоянии километра от огневого рубежа дребезжат стекла, а машины начинают пищать сигналами противоугонных систем. Невооруженным глазом не сразу удается разглядеть, что происходит. Мишени находятся на расстоянии больше полутора километров. Но через некоторое время что-то начинает проясняться. После выстрела к цели летит небольшая светящаяся точка — трассер на донце снаряда. Так операторам орудий и наблюдателям, которые стоят рядом на вышках, легче контролировать результаты стрельбы.

Все танки, участвующие в соревнованиях, оборудованы автоматом заряжания, механизмы которого после каждого выстрела выбрасывают из лючка на крыше башни донце гильзы — массивную металлическую банку. Подле каждой машины вскоре образуется небольшая кучка таких «баночек».

В промежутках между выстрелами слышится разноголосая речь.

— Первый номер, перелеты, внеси корректировку, ради Аллаха, — говорит наблюдатель кувейтской команды танкистам, уставившимся сейчас в окуляры прицелов и смотровых приборов.

Наблюдатели общаются с экипажами по рациям. Каждой машине дается по пять пристрелочных выстрелов. После орудий в дело вступают пулеметы — их стукотня разносится над всем полигоном.

Наконец из люков машин появляются экипажи, чтобы собрать поддоны гильз и выслушать мнения наблюдателей о стрельбе. Тут во всей красе проявляется национальный колорит.

Первый пристрелочный день перед соревнованиями по танковому биатлону Армейских игр / Фото: Светлана Колоскова, «Вечерняя Москва»

Кувейтские танкисты горячо жестикулируют, лихо пересвистываются друг с другом, а сам «разбор полетов» происходит под чашку крепкого кофе — чайники и чашки они принесли прямо на рубеж стрельбы и удобно расположили на снарядных ящиках.

Китайцы, приехавшие на своих машинах, дисциплинированно собирают поддоны гильз, быстро складывают их в стоящую рядом «техничку», занимают места и уезжают, освобождая место следующим участникам — команде из солнечной Армении. В общем, танкисты из Поднебесной действуют как единый организм, стараясь не делать лишних движений.

Индийцы неторопливы. Демонстрируют спокойную уверенность.

— Мы здесь в первый раз, но нам все очень нравится. Российская сторона отлично организовала такое масштабное и сложное мероприятие. Все очень внимательны и миролюбивы, — поделилась член команды ЮАР Тереза Шинганге.

А вот сирийские танкисты оказались достаточно застенчивыми. Поначалу они смущались от внимания кино-, фото- и телекамер, но потом привыкли и стали демонстрировать свои белозубые улыбки.

По оценке организаторов, пристрелка прошла штатно, без происшествий, как и планировалось. Экипажи всех стран-участниц показали мастерство и выучку.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Радченко, заместитель руководителя танкового биатлона:

— В соревнованиях в этом году принимают участие 23 команды. Это на четыре больше, чем в 2017 году. Впервые на старт выйдут танкисты из Мьянмы, Вьетнама, ЮАР и Сирии. Причем сирийские танкисты имеют опыт боевых действий. Наши гости демонстрируют высокую дисциплину и умение. Если говорить о фаворитах, то это Россия, Беларусь, Китай и Казахстан.

СПРАВКА

Танковый биатлон — прикладные соревнования между танковыми экипажами в искусстве вождения танка и точности стрельбы из установленного на нем основного и дополнительного оружия среди разных стран мира. Автор идеи — министр РФ генерал армии Сергей Шойгу.

БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ СМОТРИТЕ В ГАЛЕРЕЕ

amp-next-page separator