Георгий Исаакян с 2010 года является художественным руководителем и главным режиссером Театра имени Н.И. Сац / Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Георгию Исаакяну исполняется 50 лет

Общество
7 ноября худрук Детского музыкального театра имени Наталии Сац и президент Ассоциации музыкальных театров России Георгий Исаакян отмечает 50-летие. Главный пункт праздничной программы — премьера оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» в постановке юбиляра.

За те восемь лет, что Георгий Исаакян возглавляет театр на проспекте Вернадского, который, казалось бы, ориентирован лишь на детскую аудиторию, он стал интересен самому широкому кругу театралов. Сегодня в его афише не только спектакли для ребятни, но и такие прихотливые барочные оперы, как «Игра души и тела», «Любовь убивает», которые можно увидеть и услышать исключительно на его подмостках. Именно эту репертуарную линию редкостей и продолжает постановка «Орфея».

Спектакль разворачивается не в зале, а в ротонде Большого зрительского фойе, куда обычно в антракте радостная ребятня прибегает посмотреть на знаменитую птичью клетку. Но вместе с художником Ксенией Перетрухиной в пространстве с акустикой, похожей на храмовую, режиссер виртуозно переплетает эпохи. И партитура Клаудио Джованни Монтеверди, считающаяся в истории музыки эталоном ранней барочной оперы, становится пугающим зеркалом для нашего недавнего прошлого.

Премьера оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» в постановке Георгия Исаакяна, театр САЦ / Фото: Елена Лапина

По бытовому антуражу действие постановки, сделанной с элементами инверсивного театра, вроде бы развивается в застойные советские 70-е годы. Но к финалу эмоциональный накал взаимоотношений художника и власти становится настолько мощным, что возникает жуткий образ сталинских репрессий и к горлу подступает горький и острый ком. В этих условиях мифологическая история Орфея, так и не удержавшегося от губительного соблазна оглянуться на Эвридику, приобретает не только романтическую силу. При этом завораживает тонкость и причудливая экзотичность музыкального аутентизма: в спектакле звучат арфы, теорбы, виолы да гамба, клавесин, орган, регаль, сгруппированные возле англичанина Эндрю Лоуренса-Кинга, признанного знатока барокко и удивительного мультиинструменталиста. А музицированием в целом руководит дирижер Валерий Платонов.

Хотя партитура и сокращена, певцам, конечно, Монтеверди крайне сложен для исполнения. Но все они — и солисты, и хор под управлением Веры Давыдовой — очень стараются и очевидную нехватку вокальной оснащенности компенсируют очарованием молодости и феноменальной по искренности чувственной отдачей, будто они реально соприкасаются с гранью между жизнью и смертью.

Премьера оперы Клаудио Монтеверди «Орфей» в постановке Георгия Исаакяна, театр САЦ / Фото: Елена Лапина

— Детский музыкальный театр — великолепное «изобретение» Наталии Ильиничны Сац, — рассказывает юбиляр, режиссер, лауреат Государственной премии России Георгий Исаакян. — Ребенок только что пришел в этот мир. Ему надо как-то потихоньку осваиваться в нем. И, наверное, не стоит начинать читать ему книги с «Жизни» Ги де Мопассана, лучше взять пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке». Для каждого возраста существует как своя литература, так и своя музыка. Другое дело, нельзя идти путем бесконечного упрощения, примитивизации, создания абсолютно одномерного продукта.

Надо постоянно побуждать ребенка познавать лучшее, говорить ему: «Давай-ка мы попробуем с тобой послушать Баха. Думаю, что тебе понравится». Пусть это будет десять минут Баха, Монтеверди, Моцарта или Чайковского, но не только и не исключительно шансон...»

СПРАВКА

Георгий Исаакян 19 лет был худруком Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского, с 2010 года — худрук и главный режиссер Театра имени Н.И. Сац. В 2009 году стал лауреатом Всероссийской премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая режиссерская работа» (опера «Орфей»), худрук мастерской Российской академии театрального искусства.

amp-next-page separator