На фото слева направо: Наталья Еприкян, Татьяна Морозова, Мария Кравченко, Екатерина Варнава, Надежда Ангарская, в центре - Дмитрий Хрусталев / Фото: предоставлено пресс-службой ТНТ

Почему распадается «Камеди Вумен»

Общество
Вся минувшая неделя прошла у неравнодушных зрителей «под флагом» «Камеди Вумен»: ничто из происходящего в мире шоубиза не обсуждали так, как объяснения Натальи Еприкян, отчего из знаменитого дамского проекта уходят звезды, а также версия происходящего из уст теперь уже экс-участницы Елены Борщевой. «Вечерка» решила разобраться, почему же распадаются проекты, казавшиеся самыми крепкими, удачными и долгоиграющими.

Немного науки и истории

Без реверанса в сторону ныне забытой материалистической диалектики тут не обойтись. Ведь ее «ядром» был закон о единстве и борьбе противоположностей, и он в данной ситуации очень к месту. Согласно ему, если кто забыл или не знает вовсе, явления не существуют вне процесса бесконечного развития, при этом внутри всякой целостности неизбежно возникают «противоположные моменты». Под этим понятием диамат понимает разные «стороны» явления, которые, с одной стороны, находятся в неразрывном единстве, с другой – взаимоисключают друг друга. Вывод: нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Единство противоположностей относительно и временно, а борьба противоположностей – абсолютна.

Происходящее отлично и полно описывается этим знаменитым законом диамата. Единство противоположностей, а именно такими были, да и остаются «Камеди Вумен», было заложено десять с небольшим лет назад, в ноябре 2008-го, хотя прообраз камеди, клубное кабаре-шоу, Наталья Еприкян создавала на пару лет раньше. Участницы в нем менялись, что не слишком отражалось на гастрольном турне по московским клубам – барышень любили, встречали хорошо, денежки потекли, а заодно начали возникать и первые яркие звезды проекта: та же Леночка Борщева, намеренно показываемая страшилкой-чебурашкой, эффектно-вульгарная гламурная стерва Екатерина Варнава, грубоватая и по-народному корпулентная Екатерина Скулкина, наивная и очаровательная, как гном из сказки Наталья Медведева… Ну и, конечно, сама Наталья  Еприкян, полюбившаяся многим безответная и почти бесплотная мини-козявочка без крылышек, прилетавшая на сцену КВН и что-то еле-еле шептавшая себе под нос. Для всех из них нашлись места в это еще не занятой никем нише, для каждой соткался из воздуха и продюсерского ума Еприкян и компании образ, и под порывами ветра зрительского интереса и страстей мельница завертелась – в нужном ритме, активно, с позволения сказать – мукомольно. 

Время перемен

Не год и не два, а более того, проект уверенно шел вверх, умудрившись даже успешно конкурировать со схожими мужскими проектами. И хотя российская ментальность в глубоком и искрометном чувстве юмора не отказывает только мужчинам, бабоньки, объединившиеся в дамский «Камеди», имели ко всему прочему неслабый бэкграунд за плечами: незадолго до этого возвращенный на экран КВН был лучшим промоушеном для любой юморящей дамы. Все сошлось одно к одному, и бронебойная женская юмористическая армада отвоевала свое право на жизнь.

И они были единством, это верно. Что не исключало и не исключило их противоположностей: талантливая каждая сама по себе, юморящие вумен смотрелись только вместе, только рядом друг с другом, друг друга поддерживая, вытягивая, вытаскивая все выше.

Увы, но «Камеди Вумен» потихоньку отживают свое / Фото: предоставлено пресс-службой ТНТ

Казалось бы – развиваться бы проекту да и развиваться. И «Камеди» просуществовали дольше, чем могли бы, учитывая к тому же особенности женского коллектива и будут еще существовать какое-то время: процесс запущен, шестеренки вращаются. Но внутренние противоречия подрывали это единство – увы. Это практически неизбежная история для творческого коллектива, в котором рано или поздно возникает непреодолимое желание работать «на себя». И в наших проектах, особенно юмористических, дольше выживали единицы, изначальные соло (Аркадий Райкин, иногда менявший форму монолога и на доккино), либо гармоничные пары (Карцев – Ильченко, Тарапунька – Штепсель, Олейников – Стоянов и проч.), но не «группы товарищей». Многолюдные компании, причем смешанные, не чисто женские и мужские, разваливались все, пусть и по разным причинам, вспомним хотя бы популярные «Маски-шоу»; долгожителем среди них были и остаются «Шесть кадров» и «Квартет И», но только потому, что оба проекта не зависали в одном формате, а «Квартет» так вообще – и в своих роскошных постановках, и в кино… Характерен в этом смысле пример «Прожекторапэрисхилтон»: прекратившись на время, проект вернулся на экран, но блистал уже не так, как прежде, хотя качество всех его участников ничуть не изменилось…

Судьба же женских сольных проектов с претензией на юмор известна, но отнюдь не весела: очень быстро загнулся проект «Настя» Анастасии Заворотнюк, и даже великолепная Нонна Гришаева такой проект долго тянуть не смогла. Про примеры участниц «Кривого зеркала» и иже с ним, и во первых строках Елену Степаненко не говорим – потребность в таком юморении у определенной части публики была, есть и будет всегда, это низкопробное в среднем шкодление на сцене, отлично идущее под пиво и чипсы, залог успеха которого кроется в пошлости вперемешку с псевдонародностью. 

И вот отвалился от «Камеди» значимый кусок. Лена Борщева, она же Елена Хульевна Санта-Мария Герра. Кусок что надо, прямо скажем. Но поднадоел образ страшилки, переэксплуатировали его. А другого ничего нет за душой, по крайне мере пока, да и переломить сложившийся стереотип трудно. Есть желание творить, и то хорошо! Ушла в декрет и решила в проект не возвращаться «певица начинающая петь» Екатерина Баранова. Слиняла вот и Медведева – очевидно, не желая останавливаться на достигнутом. Новые кастинги в «Камеди Вумен» проходили уже не раз – только так и происходит обновление крови проекта. Но сказать, чтобы этот гемодиализ что-то особенно давал в принципе, нельзя. Проект неизбежно начинает изживать себя – как только противоположности перестают ощущать свое единство. Проклятый закон диамата работает… А кроме того, в памяти зрителя неизбежно живет образ проекта на пике успеха, и с ним сравнивается все последующее. И сравнение – иногда в силу нашей консервативности – идет не в пользу обновленного состава, хотя он может быть и неплох. Увы, минувшее нам кажется милее – еще Пушкин это замечал. Такова реальность.

Увы, но «Камеди Вумен» потихоньку отживают свое, и даже комментарии Еприкян и участниц достаточно лояльны и сдержанны. Девушкам явно не хочется выносить сор из избы, да и правильно, в конце концов, они и правда не собачились «вдрызг»…

Увы, но «Камеди Вумен» потихоньку отживают свое / Фото: предоставлено пресс-службой ТНТ

Есть ли перспективы у полутрупа

Не менее знаковым и ярким было и распадение «Уральских пельменей». По уровню юмора данному коллективу на определенном этапе его истории просто не было равных. Да, всегда есть, к чему привязаться, но его участники мало того, что были, да и остаются, талантливыми, так еще и оказались в нужном месте и в нужный час. «Пельмени» попали в питательный бульон – ниша была не занята, а потребность в юмористах выше плинтуса – велика. Однако бульон начал выкипать, становился все наваристее, и «пельмешки» начали перевариваться. О скандалах внутри коллектива, дошедших до суда, писали много и подробно, подведем лишь общую черту: первый, золотой, воистину звездный состав этого «блюда» погубили, как часто бывает, банальная жадность и алчность, отсутствие желания идти на разумные компромиссы и… да, то самое необходимое для долгой жизни и разумом подкрепленное чувство единства противоположностей. Проект начал рваться на части: Сергей Нетиевский изумлялся, что сотоварищи не понимают, отчего он забирал себе больше денег – ибо продюсирование чего-то да стоит. Обвинения, впрочем, были взаимными: Сергею предъявляли обвинения в неумеренном аппетите при дележке заработанного, а он пенял бывшим сотоварищам тем же в открытом письме СМИ:  «бывшие коллеги по шоу перешли границы из-за звездности, жажды денег и ощущения собственной безнаказанности»,- писал он, не раскрывая, впрочем, никаких деталей конфликта.  В итоге «Ваши пельмени» (Мясников и Рожков) сели в свою лодку и поплыли сольно, эдаким Федором Конюховым, но о двух головах, используя наработанный уже формат – песни, зарисовки, шутки-прибаутки. Чес по регионам пока, вроде, удается, но особенно, говорят, когда коллектив все же собирается вместе, что происходит исключительно в родном городе команды – Екатеринбурге.

Бульон с душком

Увы, шум и гам вокруг «Пельмений» повредил и качеству их нынешних постановок, и репутации в целом. Тем кто готовит, знает: бульон можно испортить постоянным кипячением. И когда нынешний лидер екатеринбуржцев Сергей Исаев на этот новый год позволил себе уже просто откровенно неумную шутку (засветился на фоне спокойного таиландского побережья, где, по слухам, бродил тайфун, постебался насчет огромных волн, а всем переживающим посоветовал отдыхать в Краснодарском крае), ничего, кроме отвращения это вызвать уже не могло. Заодно припомнилось участие господина Исаева в рекламе интернет-казино – там он, унизанный, с позволения сказать, золотыми перстнями, щелкает замочками саквояжа со многими миллионами, находясь на борту личного самолета. Дело-то понятное – реклама, заработок. Но отвратительно настолько, что… Не менее отвратительны, впрочем, пролезающие в СМИ истории про попытку укрытия имущества перед разводом со стороны Нетиевского. В этих разборках, конечно, и черт ногу сломит, но в прессе не бывает дыма уж совсем без огня – говорят, три квартиры в Екатеринбурге, четыре в Москве и еще прочую ерунду, по малости, бывший главный пельмень пытался переоформить на подчиненных. Чужая душа – потемки, Бог с ним…  Напомним только, что к 2013 году шутники напельменили столько, что попали в список Форбс…

Новогодний выпуск программы «Уральские пельмени« / Фото: Предоставлено пресс-службой

Дележки пельменей – миллионы туда, миллионы – сюда – покрыла их золотым налетом, а еще Мидас знал, что золото несъедобно… Ныне пельмени вроде как ищут новые приправы – готовы набрать новых актеров. Но и это будет уже другое блюдо. И на фоне происходящего наибольшую симпатию вызывает только Юля Михалкова, «пельменная звезда». Позволим себе процитировать ее пост: «Старые добрые „Уральские пельмени“ — моя любимая семья. И как прикажете мне выбирать между папой и мамой? <...> Это ситуация, когда легче вовсе отказаться от гастролей, чем делать выбор в пользу кого-то. Вот почему я не участвую в концертах „Новых Пельменей“ с Андреем и Славой и не езжу в туры с молодым составом „Уральских Пельменей“. Так было. Так будет», — написала Юлия. Бедная, талантливая девочка-звездочка. Сохранявшая коллективу верность, несмотря на то, что она, по слухам, получала массу интересных предложений. Вы представляете, каково ей удерживать форму и не разорваться пополам?!

Вместо эпилога

Грустно и печально. «Наступает момент, когда человек просто кончается в юморе! – так объяснила Наталья Еприкян одну из причин расставания с «мадам Полиной», Полиной  Сибагатуллиной, ушедшей из шоу в 2015 году. А Медведева в своем интервью говорила о том, что полной реализации в проекте она не имела, да и относились к ней коллеги не всегда с должным уважением. Борьба противоположностей перевесила…

А что с мужским камеди? Похоже, мужички оказались хитрее… Созданное «Новыми армянами» шоу постоянно обновлялось «кадрово», подпитывалось креативными спецпроектами, которые выходили даже на Первом канале, выпускало даже мультфильмы, но главное – умудрялось в каждый момент времени сохранять то самое «единство и борьбу». И при возможных внутренних «терках» камеди-мены никогда не выпускали из своих крепких лап тех, кто становился звездой и даже уходил – как Галустян – в плавание в одиночку. Тем они и сильны. Опробуя новые форматы, они цепляют старых и верных зрителей постоянными приглашениями звезд из прошлого, у них фактически нет «бывшевиков», а потом проект в целом, можно сказать, продолжает работать по тому самому закону диамата. И это себя оправдывает. А стэндапы и иные формы – скромная витаминотерапия проекта, оказывающая мягкое омолаживающее действие. Впрочем, мужчины действительно реже женщин решаются на серьезную пластику – это факт.

Не погадать ли на судьбу проектов – под Крещение-то? Они будут жить и дальше, причем мужской Камеди Клаб будет чувствовать себя тем лучше, чем нервознее будет обстановка вокруг. Твердого дна под ногами у проекта пока нет, можно в своих шутках опускаться все ниже, это всегда найдет слушателей и почитателей. «Камеди Вумен» тоже еще побарахтается, хотя уже и не так успешно и в основном за счет старых поклонников и повторения старых передач. А вот пельмени, если не предпримут чудовищное моральное усилие над собой, переварятся окончательно. Жаль! Поскольку переваренные пельмени можно спасти лишь одним способом – зажарив до хрустящей корочки, а именно – по сути превратив их в некий отблеск «Камеди Клаба» по уровню доморощенного невысокого юмора. Такой судьбы для них бы не хотелось… 

amp-next-page separator