22 апреля 2016 года 14:06 В руках у Эльмиры Мусиной, 17-летней участницы экспедиции, специальный прибор. С его помощью она расчищает площадку, на которой полярники будут обедать. В это время другие ребята собирают чистый снег для приготовления пищи / Фото: Матвей Шпаро

Знаменитые полярники рассказали, как попасть в арктическую экспедицию

Общество

20 мая, в преддверии Дня полярника, известные полярные путешественники Дмитрий (отец) и Матвей (сын) Шпаро на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказали, как изменилась ситуация в Арктике и как попасть туда детям.

— Арктика для нас — это ближний космос. Часть ее территории, принадлежащая России, самая большая по площади. Она составляет 46 процентов, — говорит Матвей Шпаро.

Так получилось, что эту местность осваивала тоже в основном наша страна, поэтому и большинство достижений связано с россиянами.

С 2008 года на Северный полюс под руководством отца и сына Шпаро регулярно ходят команды подготовленных ребят в возрасте 16–18 лет. За 10 лет в таких экспедициях участвовали 70 человек из 42 регионов.

— Есть проблема: Арктика не интересует нашу молодежь так, как раньше, когда на Северный полюс стремились истинные романтики, — отметил Матвей Шпаро.

Между тем, после открытия там запасов газа, нефти и других полезных ископаемых Арктика становится индустриальным регионом. Им заинтересовались страны, ранее равнодушные к холодной воде Мирового океана и шельфам. Например, Сингапур и Китай.

— Мы всеми силами стараемся привлечь молодежь и каждый год организуем подростковые экспедиции, куда могут попасть даже девушки. Так, в один из походов отправился отряд из четырех девочек и трех мальчиков. Вернувшись, юные полярники идут работать в МЧС, служить в пограничных войсках, у них сохраняется большая связь с Северным полюсом, — подчеркнул Матвей Шпаро.

В этом году впервые за 20 лет юношеская экспедиция сорвалась (и не по вине полярников). Были серьезно подготовлены два отряда — спортивный и научный, но не открылась станция «Барнео» — место старта.

— Не только наша экспедиция, но и английский марафонский забег перенесены на следующий год, — пояснил Матвей Шпаро.

Путешественник Матвей Шпаро рассказал, что предстоящая экспедиция имеет амбициозные задачи: создать на полюсе некое образовательное пространство, соединенное с пространством московских школ / Фото: Максим Аносов, «Вечерняя Москва»

Как ребенку попасть в арктическую экспедицию?

— Сначала у подростка просыпаются жажда приключений, желание совершить что-то нестандартное. Он должен написать нам письмо-сочинение на тему: «Почему я хочу отправиться на Северный полюс». Так мы поймем глубину его запроса. Также он обязан иметь опыт походной жизни и хорошо бегать на лыжах. Из 300–400 заявок мы отбираем 40 и отправляем ребят в Карелию на учебно-тренировочные сборы. По результатам сборов семь человек зачисляем в отряд «Полюс», — говорит Матвей.

И еще про одну тенденцию рассказали наши полярники. Речь идет о глобальном изменении климата, в результате которого воды в Арктике становится больше, а льдов — меньше.

— Знаменитый английский путешественник сэр Ранульф Файнс предложил нам совместную экспедицию на каяках. Но она возможна в случае, если две трети пути мы будем плыть, а в остальное время тащить лодки по льду. Но пока, по данным спутников, еще много льда, — сообщил Шпаро-старший.

Зато можно реализовать уже подготовленный российско-британский детский проект — поездку на озеро Роберта Скотта, исследователя Антарктиды, в Краснодарском крае. Интересно, что 10 месяцев в году оно находится в замерзшем состоянии. 

— Я верю, что народная дипломатия через совместные экспедиции еще скажет свое слово, — убежден Дмитрий Шпаро.

Cоветский путешественник и писатель Дмитрий Шпаро на презентации проекта «По пути с хаски» в парке «Сокольники» / Фото: Андрей Любимов/АГН «Москва»

ФАКТЫ

В 1979 году путешественник Дмитрий Шпаро стал первым в мире, кто прошел на лыжах с рюкзаком 1 000 километров от Большой земли к Северному полюсу, попав в лондонскую Книгу рекордов Гиннесса.

В 1996 году Дмитрий и его сын Матвей первыми в мире перешли с одного континента на другой — с российской Чукотки до американской Аляски — на лыжах через Берингов пролив шириной 80 километров.

В 2008 году Матвей Шпаро с напарником Борисом Смолиным стали первыми в мире, кто добрался до Северного полюса полярной ночью. Они «обманули» время, сделав в сутках 32 часа вместо 24. Лишние часы дали время отдохнуть, а новые силы сократили путь. В результате вместо 90 дней им потребовалось 87. Путешествие занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Дмитрий и Матвей Шпаро совершали восхождения на гору Казбек, Килиманджаро (вершину Африки), Мак-Кинли (в Северной Америке). Не раз пересекали Гренландию, в том числе с ребятами-инвалидами.

Матвей Шпаро — создатель сети детских лагерей «Большое Приключение» в Карелии и Краснодарском крае.

amp-next-page separator