Роман Мадянов: Нужно прекращать снимать нищенское кино
Один из самых титулованных российских киноактеров Роман Мадянов (дважды лауреат премии «Золотой орел» за роли в фильмах «12» и «Левиафан», четырежды — премии «Ника») практически каждый вечер выходит на театральную сцену, предпочитая при этом оставаться «свободным художником».
— Роман Сергеевич, как вам удается совмещать частые съемки в кино и активную работу в театре?
— Пока удается. Сложнее было, когда служил в Театре Маяковского. Руководителем театра был выдающийся режиссер Андрей Александрович Гончаров, который с трудом отпускал на съемки. Он всегда говорил: «В свободное от театра время», но свободного времени за двадцать лет работы в этом театре у меня не было. При этом работа с Андреем Александровичем стала для меня колоссальным опытом — как в творческом, так и в человеческом плане.
— С тех пор как вы ушли из Театра Маяковского, наверняка вас приглашали в другие коллективы?
— Приглашали и приглашают. И Александр Ширвиндт, и Олег Табаков. Многие приглашали. Но — нет. Свободы хлебнул и не хочу больше зависеть от стационарного театра.
— Вы много играете в антрепризе. Часто приходится слышать, что в этих спектаклях много «халтуры»...
— К сожалению, сами артисты, режиссеры испохабили антрепризу в России. Нет ничего плохого в том, что хорошие артисты собираются в хорошем спектакле. Разве можно было представить в 1970-х годах, чтобы в одном спектакле играли, к примеру, Джигарханян, Фрейндлих, Басилашвили и еще кто-нибудь? Каждый сидел в своем городе и своем театре. Антреприза же позволяет собирать артистов из разных городов и театров. А испохабили хорошую идею чесом, подчас откровенной халтурой.
— Вы в участии в «халтурных спектаклях» вроде замечены не были?
— Бог миловал. Все мы помним, как в 1990-е годы, если, простите, «голого зада» не было на сцене, так и спектакля не было. Поэтому антреприза была ругательным словом. На самом деле антреприза — это большая ответственность перед партнерами, перед зрителями. Необходимо зарабатывать деньги и при этом уважать свою профессию и зрителя.
— Признайтесь, сложно совместить «кассу и мастерство»?
— Не так уж и сложно, если это делают талантливые люди и на руках у них хороший литературный материал. Знаю антрепризы, достойные любой академической сцены.
— Легко ли вы говорите «нет» известным режиссерам? Это правда, что сначала вы отказывались сниматься в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева?
— Не совсем так. Когда мы разговаривали с Андреем, я сразу спросил: «Чем будем удивлять?» Объяснил, что чиновников наигрался досыта и мне нужно интересное решение.
— Знаю, что ваш отец был телережиссером. На ваш взгляд, как с годами меняется наше телевидение?
— Начинаю всерьез думать о том, что на телевидение необходимо вводить цензуру. Сегодня телевизор лучше не включать, что я и делаю: у меня его просто нет. Я живу за городом, увлекаюсь рыбалкой, охотой.
— Вы ходите в театры на премьеры?
— Крайне редко. Я сапожник без сапог. Потратить свободный вечер, чтобы пойти в театр, — артисту нужно иметь большую силу воли. У меня ее нет.
— А какие книги читаете?
— Читаю только то, что касается работы: сценарии, пьесы. Книги — это отдельная философия и образ жизни. Раньше запоями читал. А сейчас... Взять книгу, прочитать несколько страниц и отложить, потому что нет времени? Нет, читать надо залпом. Только в этом случае включаются фантазия и воображение.
— Где вы сейчас снимаетесь?
— Не скажу — я суеверный. Но признаюсь, что пока не ощущаю материала, где могу проявить себя на очередную «Нику». Гениальных сценариев не предлагают.
— Недавно вышел в прокат фильм с вашим участием «СуперБобровы-2». Как вы относитесь к продолжению популярной киноистории?
— Первая история был неплохая, вторая понравилась мне меньше. Продолжение связано с трагическими событиями. Не стало Володи Толоконникова, и сам я попал в реанимацию во время работы. Но продюсер, режиссер Дима Дьяченко... молодцы, доделали фильм до конца. Зритель, кажется, оценил хорошо. Кино должно быть много и разного. И «СуперБобровы. Народные мстители» и «Ликвидация» одинаково имеют место быть.
— Как вам кажется, в какой области искусства — в кино или в театре — происходят сегодня наиболее значимые, революционные проекты?
— К счастью, до многих российских кинематографистов дошла простая истина — нужно прекращать снимать нищенское кино. И если хочешь получить хороший фильм, необходимо прекратить воровать.
— Снять кино на мобильный телефон нельзя?
— Можно, но это будет другое кино. В кино есть первый эшелон, есть второй, а есть двадцать пятый. Что касается полного метра, то это дорогое кино, потому что должно быть качество. К сожалению, по нашим фильмам сразу видно, сколько кинематографисты украли из бюджета. К счастью, есть и хорошие примеры, когда не воруют ни копейки, и это видно сразу.
— Обычно вы производите впечатление человека позитивного...
— По-разному бывает. Сейчас вот даю вам интервью сразу после похорон лучшего друга, а мне еще играть спектакль.