29 ноября 2006 года, Москва. актеры Петр Мамонов и Виктор Сухоруков, генеральный директор «Радонежа» Евгений Никифоров, режиссер Павел Лунгин и Патриарх Алексий II во время церемонии вручения грамот создателям фильма «Остров». / Тасс-фото

Духовность – это отдельный «предмет» в школе жизни!

Общество

Появилось всемирное русское Православное вещание, которое сегодня уже доступно жителям 148 стран. А началось с того, что двадцать лет назад друзья-энтузиасты решили создать православное братство. И дали ему имя «Радонеж». Сегодня это крупнейшее просветительское объединение Русской Православной Церкви, куда входят радиостанция, интернет-портал, три гимназии и паломническая служба. Корреспондент «ВМ» заглянула на огонек к генеральному директору Радио «Радонеж» Евгению Никифорову.

- Евгений Константинович, с чего начиналась история «Радонежа»?

- В советскую эпоху мы с моими друзьями успели побыть религиозными диссидентами. Но как только в перестройку стали возникать некие свободы, мы получили статус юридического лица. Мы ставили амбициозные цели – издавали религиозную литературу, проводили вечера, посвященные житиям святых. Арендовали большой зал в КЦ «Меридиан». Люди сидели на ступеньках. Я понял, что тысячный зал для 10-миллионной Москвы это почти ничего. И тогда возникла идея СМИ. И мы сделали первую независимую радиостанцию России – Радио «Радонеж». И по сей день мы существуем на средства, которые присылают наши слушатели. Это такой «аналог» газетной подписки. Те, кто слушают , получают доступ к удивительным сокровищам нашей духовной культуры. Радонеж – это соборное деланье нашей церкви, мы – эфирное братство. Мы работаем на всех возможных площадках. У нас есть и радиовещание, и интернет-портал, и газета, сейчас запускаем Радонеж-ТВ.

- Как вы завоевали внимание, а затем и любовь слушателей?

- Когда я получал благословение, мне наш духовник - о. Амвросий Юрасов сказал: «Вам не нужно слишком много назидательности и морализаторства. Люди просто должны слышать голос правды. И голос по-настоящему духовных людей». Так мы и стараемся делать. И люди чувствуют этот камертон, идут на этот голос.

- Найти крупного спонсора не удалось?

- Я устал звать богатых мира сего. Тех, кто понимает всю важность нашего служения русскому народу, чрезвычайно мало. Мы служим Богу и человеку. Нас интересует правда, истина, добро – беспримесно и бескомпромиссно. А это многим неудобно. Таких жертвователей, которые бы взяли один из проектов на себя, у нас нет. И все же надежда остается.

- Одно из ваших направлений – православные гимназии. Что здесь удалось сделать?

- И здесь мы были первопроходцами. В 1990 году создали первую негосударственную школу России. Хотели воспитывать из наших детей православную интеллигенцию, которая могла бы защищать интересы Церкви. Церковь нужно защищать аргументировано, а не просто – размахивая хоругвями. Сегодня враги православия хорошо финансируются, делают все, чтобы не дать людям жить духовной, чистой жизнью, создавать семью, вмешиваются в жизнь семьи, проталкивая свою ювенальную юстицию, отбирая под надуманными предлогами детей. В наших школах никто ни от кого не устает: ни учителя от учеников, ни родители от детей. Это мир дружбы, братства, понимания и очень хорошего гуманитарного образования. Наши ребята находятся в атмосфере чистого, незапятнанного детства. Когда они выходят во взрослый мир – заканчивают вузы, находят хорошую работу, создают многодетные семьи и прекрасно интегрируются в общество.

- В «Радонеже» есть паломническая служба. Как она работает?

- Мы добиваемся, чтобы люди получали достойное и качественное обслуживание. Чтобы руководители на паломнических маршрутах были хорошо подготовлены и были церковными людьми. Чтобы люди жили не просто в каких-то палатках, а чтобы получали чистое белье, хорошее проживание, питание, надежный транспорт, страховки. У нас уже 200 маршрутов. В основном по России, а также на Святую Землю, в Италию и во Францию.

- Около 80% россиян называют себя православными. А воцерковлены только 7%. Как это объяснить?

- Еще святейший Патриарх Алексий II говорил, что наша страна крещена, но не воцерковлена. В то же время, Москва – самый церковный город страны. В столице около 20% церковных людей. В Питере уже меньше, в городах-миллионниках еще меньше, а деревня и вовсе безбожная. В сельские храмы ходят только дачники. Крестьян-христиан уже не осталось. Наша задача – воцерковление народа. Раньше, 20 лет назад, было просто ужасно – люди вообще ничего не понимали в религии. Теперь знают, что бывают разные конфессии, а Церковь – одна. Что она хранительница Истины. 

- Некоторые воспринимают церковь только как социальный институт…

- Церковь занимается спасением душ человеческих. Это ее главное предназначение. Но и в стороне от социальной работы мы тоже не остаемся. Через жертвенное служение ближнему люди преодолевают себя, свой эгоизм или даже брезгливость. Поухаживайте за бомжами! Если в метро едет бомж, то все пассажиры уходят на другой конец вагона. От него исходит зловоние, и к нему не подходят, потому что это грязь, нечистоты. А наши девочки, мальчики преодолевают себя и кормят бомжей, моют, одевают. Это один из путей аскетики православной, смысл которой в преодолении себя, своих страстей, своей природы. И в то же время церковь не может решать за государство все социальные проблемы.

- Сегодня перед человечеством стоят такие вызовы, как экономический кризис, глобализм, легализация гомосексуальных браков. Как на все это реагировать обычному человеку?

- Ростовщическая экономика, построенная на ссудном проценте, уже не управляет сама собой и губит всю хозяйственную жизнь человечества. Политической воли, которая бы отражала мнение народов, не существует. Вот во Франции миллионы людей протестовали против содомитских браков. И все равно они легализуются, как и в других западных странах. Размывается институт семьи, чтобы люди были еще более атомизированы – тогда ими легче управлять. Мир стремительно на наших глазах гниет. И наша задача спасти хоть некоторых, тех, кому дороги ценности любви, чистой жизни.

- Евгений Константинович, как вы пришли к вере?

- Я вырос в нерелигиозной семье. Мои родители крестились гораздо позже, чем я – под моим влиянием. Мы искали чего-то высокого. Не знали где это. Тогда для меня церковь была абсолютно чуждым организмом – там и пахнет иначе, и полумрак, и слова незнакомые. Все непонятно. Потом понял, что духовность – это отдельный «предмет». Прошел через восточную мистику, йогу, учения Конфуция и Будды. Это тоже высочайшие достижения человеческой мысли, духовного горения. А когда я уже в зрелом возрасте прочел Евангелие, понял, что это совсем другая – «космическая скорость». И потом начался долгий процесс прихода в церковь. Слава Богу, появился духовник, друзья, с которыми мы читали книжки. И постепенно из моих друзей и создалось братство «Радонеж». Мы и всех других людей, которые ищут Бога, приглашаем в свои ряды.

amp-next-page separator