Памятник Минину и Пожарскому — скульптурная группа из латуни и меди, созданная Иваном Мартосом; расположена перед Собором Василия Блаженного на Красной площади. / Фото: Википедия

День, когда страна объединилась

Общество

Согласно церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божьей Матери» в память избавления Москвы от польских интервентов в 1612 году. Список иконы был принесен казанскими ополченцами к осажденному городу, освобождение которого наступило после моления перед Казанским образом.

Если строго следовать историческим фактам, то захватчиков выгнали из Кремля 22 октября, но за прошедшие века разница между юлианским и григорианским календарём увеличилась и этот день сместился на 4 ноября.

Те из историков и политиков, что говорят о том, что 4 ноября следует считать днем избавления от польских оккупантов, не совсем правы. Потому что поляков в Москву позвала тогдашняя элита - русские бояре, утвердив на безальтернативной основе кандидатуру Лжедмитрия на должность царя. И если уж следовать логике отдельных историков или политиков, то 4 ноября правильнее было бы называть Днем исправления исторической ошибки или Праздником великого прозрения.

Важно знать и другое. Когда речь идет о том, почему мы должна праздновать День народного единства, то нелишним будет вспомнить, из кого состояло народное ополчение Минина и Пожарского.

В него входили сибирская дружина татарского царевича Араслана, отряды других татар, белорусы, мордва, чуваши и башкиры, позже в войско влились ратники из украинских городов и казаки, которые в самый ответственный момент сражения сыграли решающую роль. Оперируя современными категориями, Пожарский сформировал своего рода отряд воинов-интернационалистов, куда входили граждане сопредельных государств и даже «трудовые мигранты», объединенные общей русской национальной идеей.

Что же касается классового состава ополчения, то его участниками были все сословия – от князя до посадских людей, мелких дворян, крестьян и холопов. Иными словами, князь Пожарский представлял «силовые структуры», купец Козьма Минин – тогдашний мелкий и средний бизнес, остальные олицетворяли средний класс и социально незащищенные слои населения, - если говорить о холопах.Вот и получается, что 4 ноября мы отмечаем всесословный и всенародный праздник. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — говорил Патриарх Алексий II.

День народного единства связан с вековой православной традицией, куда более существенной, чем все остальные. И потом, на Руси всегда все праздники подразумевали примирение и согласие.

Противники празднования Дня народного единства считают, что его выдумали специально для того, лишь бы заменить 7 ноября - День Октябрьской Революции. Даже если на секунду допустить, что это действительно так, то в сухом остатке не получается ничего, кроме восстановления исторической справедливости.

Потому что день Казанской иконы Божией матери был государственным праздником, отмечавшимся на протяжении трех столетий и который большевики в 1917 году отменили.

Вот что писал по этому поводу большевистский поэт Джек Алтаузен, известный деятель Пролеткульта:

Я предлагаю Минина расплавить,

Пожарского. Зачем им пьедестал?

Довольно нам двух лавочников славить,

Их за прилавками Октябрь застал,

Случайно мы им не свернули шею

Я знаю, это было бы под стать.

Подумаешь, они спасли Россию!

А может, лучше было не спасать?

Но в конечном итоге получилось так, что история все расставила по своим местам. Джек Алтаузен пошел на фронт добровольцем спасать Россию едва началась Великая Отечественная. В 1941 году, когда советская армия отступала и солдат награждали не очень охотно, он получил орден Красного знамени. А в 1942-м погиб в страшной мясорубке под Харьковом. Имя поэта высечено на мемориальной доске в Центральном доме литераторов в Москве.

А в 1918 году та самая Казанская икона Божией матери бесследно исчезла и до сих пор о ее судьбе ничего не известно. Быть может, когда-нибудь ее чудесное обретение произойдет вновь. Как мы сегодня обретаем когда-то утраченный праздник, который отмечается 4 ноября как День народного единства.

МИХАИЛ НОЖКИН: ЭГОИЗМ РАЗДЕЛЯЕТ ЛЮДЕЙ, А СИЛА НАРОДА - В ЕДИНСТВЕ

– Михаил Иванович, 4 ноября – молодой праздник в российском календаре. Что он для вас значит?

– Это важная дата. Мы вспоминаем, что 400 лет назад в России был польское иго, и что в 1612 году интервентов выгнали. Тогда ведь вся Европа опять на нас шла и шведы были, и Литва. Хорошо, что вспомнили Патриарха Гермогена. И слава Богу – памятник ему поставили. С историей всегда перекликается день сегодняшний. В мире сейчас какая обстановка? Тяжеленная! Предвоенная. Не надо бояться этого слова. Если бы Сирию сдали, все бы военные действия перекинулось к нам на Кавказ. До этого все сдавали – Африку, Ирак, Ливию. А Сирию держим, уперлись и это хорошо. В армию пошли дополнительные деньги, появляется новая техника, строятся новые корабли. Жизнь заставляет. И это пробуждение потенциала большого. Идут положительные процессы в обществе. С жульем пошла борьба. Доходят и до министров и до губернаторов. Идет очищение. Стали с мигрантами разбираться. Но надо еще тверже это делать (подробнее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕИкона-спасительница

Колонка диакона Сергея Зверева

Праздник День народного единства, который отмечается 4 ноября, своими духовными корнями восходит к событиям семнадцатого века. И к одному из самых почитаемых православными христианами Казанской иконе Божией Матери.

Получивший в позднейшие время название «Московский» список Казанской иконы в 1611 году был принесен казанским ополчением к занятой интервентами Москве, освобождение которой от поляков произошло после моления перед Казанским образом. С этим же списком связано и освобождение Ярославля в 1612 году. После окончания Смутного времени икона была помещена в Казанском соборе на Красной площади. С прискорбием необходимо отметить, что и этот образ был похищен в 1918 году, о его судьбе также ничего неизвестно. Исторически наиболее близким списком означенной иконы является образ, находящийся в Богоявленском Елоховском соборе. По некоторым данным, она была в разрушенном в 1930 году Казанском соборе на Красной площади (далее...).

amp-next-page separator