Новые категории водительских прав: с «автоматом» и на мопеде
О нововведениях в получении водительских прав говорили как минимум три месяца. С тех пор, как были приняты поправки к закону о безопасности дорожного движения, вступившие в силу 5 ноября.
Семь новых категорий
Самое известное из нововведений — это новая категория водительского удостоверения «М» (мопед). Теперь права этой категории должны получать те, кто собирается садиться за руль скутера или мопеда даже с объемом двигателя до 50 «кубиков». Это была плохая новость. Хорошая — в том, что при наличии водительских прав другой категории на скутере ездить можно и без категории «М».
Помимо «А» есть «А1» (мотоциклы и скутеры до 125 «кубиков» объема и 11 кВт мощности), к «В» добавляется «В1» (квадроциклы и трициклы), «С1» — облегченная (3500–7500 кг) грузовая категория, «D1» — легкие автобусы до 16 мест. Категории «С1» и «D1» могут дополняться литерой «Е» — для автопоездов этих категорий с тяжелыми прицепами.
Самому не сдать
Новый закон запрещает сдачу водительских экзаменов экстерном, в порядке «самоподготовки». Эту возможность, говорят инструкторы, закрыли как лазейку для взяточников. Впрочем, еще несколько дней назад во многих экзаменационных отделениях ГИБДД такие экзамены принимались, и об их отмене ничего не было слышно.
Я дам вам «автомат»
Отныне в России можно стать водителем, не научившись управляться с педалью сцепления и «мешалкой» механической коробки передач. Сдав экзамены на «автомате», водитель получит права с особой отметкой: на «механике» ему ездить нельзя.
Только российские
Наконец, с мая 2014 года профессионально управлять автомобилем в России можно будет только при наличии российских «прав».
Как сдать «автомат»?
Но ни обучения на подкатегории, ни сдачи экзаменов с «автоматом», ни пугавшего многих предварительного экзамена в ГИБДД перед началом езды по городу во многих московских автошколах еще не знают.
— Закон есть закон, будем его соблюдать, — говорит инструктор автошколы про колледже № 46 Геннадий Лин. — Но для нас главное — распоряжение руководства школы, а для руководства — инструкции и программы ГИБДД. Пока ни того, ни другого нет, знаем о новшествах только из газет и Интернета.
В ГАИ заявляют, что задержки с внедрением новых правил экзаменационной работы связаны с задержкой в подготовке программ. Ими занимаются эксперты Минобрнауки, и полного внедрения осталось ждать еще пару месяцев.
Второй важный документ, который еще не до конца подготовлен, — сам регламент экзаменационной работы ГИБДД.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Лобарев, председатель правления НП «Гильдия автошкол»
— С вступлением в силу поправок к Закону об образовании и Закону о безопасности дорожного движения должны были поменяться и многие нормативные акты. В частности, ПДД, КоАП, программы подготовки водителей, регламент экзаменационной работы, положение о лицензировании образовательных учреждений. На данный момент из этих документов готово только положение о лицензировании. Остальные в стадии разработки, обещают доделать в течение двух месяцев.
Владимир Швецов, первый замначальника ДОБДД МВД России:
— Введение подкатегорий не приведет к ущемлению права водителей на управление транспортными средствами ранее разрешенных подкатегорий. Здесь надо сразу понять, что все эти категории являются «высшими». Никакого ажиотажа с получением водительских прав иностранцами быть не должно. До 9 мая 2014 года все они могут получить российские «права», сдав всего один лишь экзамен. В регионы направлены указания, чтобы сотрудники ГИБДД не начали придираться по этому случаю.