Искренне ваша, «Миссис Грин»
Семнадцать лет назад она рискнула и выиграла, сделав головокружительную карьеру в крупной компании. Знакомьтесь: Елена Гуляева, операционный директор супермаркетов «Зеленый перекресток» компании «X5 Retail Group».
Красивая, деловая, энергичная и успешная…
— Елена, расскажите, как все начиналось.
— В ритейле я оказалась случайно 17 лет назад. После окончания Московского института народного хозяйства им. Плеханова (специальность «экономика труда и заработной платы») работала младшим научным сотрудником в Военной академии. Если помните, в 90-е годы были не самые лучшие времена. Зарплату во многих организациях сильно задерживали, люди массово уходили в торговлю. На тот момент в Москве уже появились первые «Перекрестки».
Увидев объявление о наборе кассиров, я решила рискнуть. Думала, попробую поработать с год, а там посмотрим... Хотя конкурс был три человека на место, меня взяли сотрудником склада на должность оператора ЭВМ. Семья меня в моем решении кардинально сменить сферу деятельности поддержала, хотя мама, 45 лет проработавшая в торговле, поначалу отговаривала.
— Как дальше складывалась ваша карьера?
— Стала менеджером склада, потом менеджером зала, старшим менеджером, заместителем директора, директором магазина. Когда три года назад появились «Зеленые перекрестки», меня назначили операционным директором. То есть получается, каждые два-три года меняла должности, шла в рост. Иногда кажется, что все это произошло случайно, хотя говорят, что случайностей не бывает.
Отчасти, может быть, я везучая, но при этом ответственная и трудолюбивая.
А может, все потому, что мне очень повезло с руководителями, которые смогли разглядеть потенциал, поверили в меня. Со временем пришел драйв, появился адреналин. В какой-то момент я поняла, что мне очень интересно дело, которым занимаюсь.
— Вы отвечаете за все «Зеленые перекрестки». А это только в Москве 14 магазинов плюс Петербург, Ростов, перед Олимпиадой открылся магазин в Сочи…
— Супермаркет под брендом «Зеленый перекресток» открылся в самом сердце олимпийского курорта Роза Хутор, на набережной реки Мзымта. Это был сложный проект, и я рада, что он оказался успешным. На небольшом пространстве площадью всего 500 метров нам удалось сделать красивый, уютный торговый зал с небывалым, как говорят местные жители, ассортиментом — более 5000 наименований товаров, не считая кафе, в меню которого еще 350 видов продукции. Нашу выпечку, кулинарию, салаты оценили даже искушенные гурманы, причем не только соотечественники, знакомые уже с нашей продукцией, но и многочисленные иностранцы. Все дни работы Олимпиады кафе пользовалось бешеной популярностью, а трафик магазина оказался выше в четыре раза, чем мы предполагали. Каждый, кто приходил в наш «Зеленый перекресток», находил то, что ему было нужно.
— На ваш взгляд, покупатель как-то изменился за те годы, что вы работаете в торговле?
— Покупатели не меняются, меняются их пристрастия.
Само появление сети «Зеленый перекресток» было вызвано желанием людей получить хороший уровень сервиса, более широкий ассортимент товаров, в том числе продукцию премиум-класса. Мы получаем от наших покупателей обратную связь, отслеживаем все тренды и стараемся сделать то, что хочет наш покупатель. Задача — сделать так, чтобы магазины стали для них любимыми, с клубной системой, подчеркивающей наше особое отношение.
— А сами вы часто покупаете продукты в «Перекрестке»?
— Чтобы знать, как работают наши конкуренты, сравнивать, я бываю и в других сетевых магазинах, но основные закупки семья делает в наших магазинах. Даже моя мама — достаточно консервативный человек, который за рядом продуктов привыкла ездить на обычный колхозный рынок, признала, что, например, те же овощи в «Перекрестках» — самое лучшее предложение по соотношению цена–качество.
— Как считаете, вы жесткий руководитель?
— Скорее да, чем нет. Но самое главное, что ценю в людях, — искренность в отношениях и стараюсь быть такой же.
Как руководителю мне нравится в сотрудниках самодисциплинированность.
Когда люди ставят перед собой цель, сроки и вовремя ее выполняют. Мне нравится работать с моей командой. Нравятся люди, которые меня окружают.
Мне кажется, мы единомышленники и болеем за общее дело.
— Елена, мы с вами встречаемся накануне красивого праздника — 8 Марта. У вас в семье много женщин? Как будете праздновать?
— Скажу так: единственный мужчина у нас — мой муж.
Конечно, как и любая женщина, я люблю получать подарки и поздравления, а как у работника торговли для нас праздник — это еще и хорошие продажи, высокий покупательский трафик, наплыв покупателей… Обычно в этот день мы с семьей выезжаем за город, встречаемся с друзьями. Свободного времени не так много, поэтому начинаешь ценить такие моменты, не упускать возможности пообщаться с близкими.
Обязательно поздравим с 8 Марта и коллег, ведь в коллективе у нас 93 процента — женщины.
В наших магазинах есть собственные пекарни, которые по традиции испекут большие пироги, и мы все вместе устроим чаепития.
Мы не только работать, но и отдыхать умеем! Например, проводим среди сотрудников корпоративные конкурсы на звание «Мистера и Миссис Грин».
— Какие цветы хотели бы получить в Международный женский день?
— Свои любимые — ландыши! Правда, они занесены в Красную книгу, да и к 8 Марта еще не расцветают. Но я все равно их очень люблю.
СПРАВКА
«X5 Retail Group» — одна из ведущих продуктовых розничных сетей на российском рынке. По состоянию на 31 декабря 2013 года под ее управлением находилось 4544 магазина в Москве, Санкт-Петербурге и других городах Европейской части России. Сейчас сеть магазинов включает в себя 3882 дискаунтера «Пятерочка», 390 супермаркетов «Перекресток», 83 гипермаркета «Карусель», а также 189 магазинов «у дома». «Перекресток-Экспресс», «Зеленый перекресток» — это сеть премиальных супермаркетов, предлагающих расширенный ассортимент высококачественной продукции по выгодным ценам.