«Никто кроме нас!». «Голубые береты» покоряют небо Арктики
В ходе учений на остров Котельный были десантированы 350 «голубых беретов» и техника. Уникальная операция проводилась несмотря на сильный ветер и арктический мороз. За подробностями учений наблюдал корреспондент «ВМ».
Рассвет над Арктикой
Странное это ощущение, встречать рассвет в 12 часов ночи по Москве. Однако, когда ты летишь на высоте 10 тысяч метров над российским арктическим побережьем, на такие странности перестаешь обращать внимание и только любуешься раскрывающейся перед тобой картиной. Сначала черная бесконечность, на горизонте начинает прорезать тонкая розовая полоска, от которой вверх тянется светло-синий ободок. Он становится все шире, небо постепенно начинает светлеть. Темнота нехотя отступает, и вот на линии горизонта, который уже из розового постепенно превратился в оранжевый, как бы нехотя появляется яркий диск Солнца. Восход, он всегда прекрасен, однако особенные чувства просыпаются тогда, когда наблюдаешь эту красоту из кабины пилотов. В такие минуты почему-то хочется сказать какую-то банальщину, типа: «Здравствуй солнце, здравствуй жизнь!». Пилоты старенького Ил-18 военно-транспортной авиации Минобороны, выполнявший рейс Москва-Тикси, также заворожено смотрели на картину восхода, несмотря на то, что видят его несколько как минимум раз в месяц. Красота, ведь она и в Африке красота, и в Арктике красота, единица неизменная и поэтому всем понятная.
Курорт Тикси
Самолет, заходя на посадку, пробивает толщу облаков, натужно гудя всеми четырьмя винтами. Трясет нещадно, сердце не раз екает, но мы благополучно приземляемся на заполярном российском аэродроме Тикси, находящемся на севере Якутии. Арктика встречает 10-градусным морозом и легким ветром.
- Жить можно, - замечает, выходя на трап и вдыхая морозный воздух, один из офицеров участвующих в учениях. – Думал, будет попрохладнее.
- Это сочинский курорт, поймешь, когда до Котельного (остров в Море Лаптевых) доберешься, - шутят встречающие нас военные.
На аэродроме, суматоха, связанная с проведением учений. Буквально за несколько часов до нас здесь выгрузились десантники парашютно-десантного батальона Ивановского соединения ВДВ и сходу соорудили автономный полевой лагерь на 300 человек. Несколько десятков палаток, рассчитанных приблизительно на 16 человек, белели вдоль взлетно-посадочной полосы. На самой «взлетке» стояли уже готовые к отправке могучие Ил-76. По замыслу учений, с них на остров Котельный должны десантироваться «голубые береты». Толком оглядеться и размять ноги не получается.
- Быстрее грузимся на Ан-72, никто никого ждать не будет, учения должны начаться по графику, - напутствуют прибывших из столицы представители аэродрома.
Короткий разбег, взлет, и вот Ан-72, который за размещение двигателей не под крылом, а на крыле получил в народе шутливое название «Чебурашка», берет курс на остров Котельный.
Белое Безмолвие
В иллюминатор раскрываются виды Арктики. Вернее вид. Так как наблюдать можно только разнообразные оттенки белого цвета. Побережье Якутии и замерзшее море Лаптевых, в котором, правда, можно заметить «проплешины» воды, сменой пейзажей не балует. Арктика, с точки зрения простого обывателя, она вообще-то странная. Белая, холодная, непонятная, опасная, но вместе с тем почему-то притягательная. Вспоминается цитата из Джека Лондона: «У природы много способов убедить человека в его смертности… Но всего сильнее, всего сокрушительнее - Белое Безмолвие в его бесстрастности». Подлетаем к острову Котельный, входящему в архипелаг Новосибирских островов. Приземление на удивление было очень мягким, самолет, хрустя колесами по снегу, пробежался по «взлетке» военного аэродрома «Темп» и, застыл как вкопанный.
К первому замминистра обороны Аркадию Бахину прибывшему на борту «чебурашки» с докладом подошел один из руководителей учений.
- Товарищ первый заместитель министра, погода минус 20, ветер 14, - отчеканил офицер. Лицо Бахина сразу помрачнело. Затем к замминистра подошел командующий ВДВ Владимир Шаманов, и генералы стали что-то активно обсуждать.
Попав на Котельный, сразу вспоминаешь слова, что Тикси - это действительно сочинский курорт, а та зимняя одежда, которой ты пользуешься в городе, и, возможно, комфортно себя ощущаешь даже при низких температурах, к настоящей зиме не имеет никакого отношения. Пронизывающий арктический ветер кидает в лицо мелкий снег, и непонятным образом сразу проникает под все слои одежды, выдувая тепло. Пуховая куртка, которая, по заверениям производителей, должна выдерживать до 30 градусов мороза, предательски сдается на арктических – 20.
Никто кроме нас!
Российские военные, зная эту арктическую специфику, поручили разработать специальную многослойную форму, способную выдерживать аномально низкие температуры и к тому же не сковывать движений при перемещениях. В этой экспериментальной форме нас и встретили десантники. Судя по их веселым шуткам, арктический мороз до них не добрался. Аркадий Бахин, Владимир Шаманов и главком ВВС поднялись на специальную трибуну, с которой можно было наблюдать за высадкой. Над ней бились на ветру российский триколор и сине-зеленый флаг ВДВ, на котором был написан гордый девиз голубых беретов: «Никто кроме нас!».
Раздался гул моторов. Показались Ил-76, которые медленно проплывали над Котельным. При выброске десанта самолет должен снизить скорость до минимальной. Из хвоста самолетов стали отделяться фигурки десантников. Один, два, три… десять, пятнадцать. Бледно-синее небо расцвело яркими куполами. Командующий ВДВ Шаманов двумя руками схватился за трибуну и не отводил взгляда от самолетов. Раздались взрывы и автоматные выстрелы - это означало, что первая партия «голубых» беретов успешно десантировалась и приступила, как сказано в легенде учений, к «деблокированию захваченного аэродрома».
- Ну какие молодцы! Орлы! – не обращаясь ни к кому, сказал Шаманов. Стоящие рядом генералы заулыбались и согласно закивали головами. Наконец, с борта шести Ил-76 были сброшены 350 «голубых беретов» и техника. Есть рекорд, которым можно гордится!После окончания учений, которые уже можно назвать уникальными, замерзшие журналисты обступили Аркадия Бахина и Владимира Шаманова.
- Решение о выброске десанта из-за крайне тяжелых погодных условий мы вместе с первым замминистра принимали в последнюю минуту, - признался Шаманов. – Допустимая скорость ветра при десантировании с самолетов составляет 10 метров в секунду у земли и 12 - на высоте, тогда как в ходе учений она достигала 12-14 метров в секунду у земли и свыше 15 метров на высоте. Однако десантники с поставленной задачей справились!
Корреспондент «ВМ» поинтересовался, как можно оценить действия десантников, совершивших такой уникальный прыжок.
- Оценку должно в первую очередь ставить командование, ну и вы - журналисты, - сказал Шаманов.
- Но ведь молодцы ребята? - не отстаю от Шаманова.
- Вы можете гордиться нашими десантниками, которые в любых условиях решают поставленные задачи, - немного подумав, произносит он. - При таких плохих погодных условиях никто в мире, кроме нас, с парашютом не прыгает. Здесь мы, к счастью, сохраняем лидирующие позиции в мире.
Этой масштабной и уникальной операцией Россия очередной раз показала, что в Арктике мы всерьез и надолго. И никто в пределах наших арктических рубежей вольготно себя чувствовать не будет. Никто кроме нас!