Ольга Николаева в школьном космическом музее, созданном в 2011 году. Рядом с ней макет ракеты Р-7, внизу — макет базы на Марсе. Фотоэкспозиция на стене посвящена станции «Мир» и Международной космической станции / Фото: Павел Волков

Ольга Николаева: Девушкам ближе Луна, юношам — Солнце

Общество
В конце ноября состоялся конкурс «Инженерный старт». Сразу в двух номинациях победила Виктория Бояршинова, ученица 11-го класса школы аэрокосмического образования № 1155. Ее научный руководитель — учитель физики Ольга Николаева.

А этим летом команда школы под предводительством Виктории Бояршиновой заняла первое место еще в одном престижном соревновании — Российском чемпионате по запуску «школьных» микроспутников CanSat. Конкурс проводился в третий раз, каждый год в нем принимает участие около 50 команд со всей страны. Спутник размером с банку из-под колы, построенный руками ребят, впервые вывел в победители московскую команду. И занял почетное место в школьном космическом музее.

- Ольга Константиновна, что же ваш спутник передал на Землю?

- Это портативная метеостанция. Она поднимается на высоту около двух километров, затем сбрасывается с ракеты на парашюте и движется вниз со скоростью около 8 м/с. И по дороге передает информацию о влажности, давлении, концентрации угарного газа и других характеристиках атмосферы. Интересно, что эта кроха «умеет» больше, чем первый советский космический спутник, запущенный 4 октября 1957 года.

- Что еще в вашем музее сделано руками учеников?

- Например, вот эти макеты — ракеты Р-7, корабля «Прогресс», «Бурана», Международной космической станции, космических баз на Луне и Марсе. Это ребята построили под руководством нашего учителя технологии Виктора Болеславовича Пригодского. У нас в школе фантастическая мастерская, есть станки с числовым программным управлением. И черчение преподается на хорошем уровне. Месяц назад команда нашей школы заняла второе место на чемпионате высокотехнологичных рабочих и инженерных профессий среди школьников Junior Skills в Екатеринбурге. Жаль, сейчас все на уроках — у нас дети и экскурсии в музее проводят сами. Кстати, не хотите взвеситься?

- Да ну... Это ж только расстраиваться.

- Вы на вот эти весы встаньте, «лунные». На Луне ведь сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле, и мы с вами там весили бы в шесть раз меньше. Все девушки любят взвешиваться в нашем музее на «лунных» весах. А юноши — на «солнечных»: там вес в 250 раз больше, чем на Земле.

- А еще говорят: «Мужчины — с Марса, женщины — с Венеры». Оказывается, «юноши — с Солнца, девушки — с Луны»!

- Получается, да. Эти весы сделали ученики десятого класса — в обычных напольных весах изменили систему пружин и рычагов, пересчитали шкалы.

- Ребята мастерят только для музея или для кабинета физики тоже?

- Один ученик построил недавно (опять же с помощью преподавателя технологии) электрофорную машину. Полгода трудился. Два восьмиклассника вместе со мной реанимировали волосяной психрометр — прибор для измерения влажности воздуха. Это очень важно — когда дети предлагают пути решения проблемы.

Но сейчас в этом меньше необходимости, потому что оборудование в основном хорошее и новое. Даже школьная стационарная метеостанция есть. Если на уроке надо решить задачу, где упоминается плотность воздуха, можно не искать данные в таблице, а посмотреть, какая она в данный момент.

- Когда для вашей школы началась дорога в небо?

- В 2006 году мы стали базовой площадкой для развития программы аэрокосмического образования в округе. На базе нашей школы проводится городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии и космонавтике «Через тернии к звездам», летом — профильный лагерь «Альтаир». Мы сотрудничаем с Дворцом детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, с компанией «Мобильный планетарий», устраивающей выездные уроки астрономии. У нас бывают космонавты. Ученики задают им очень любопытные вопросы.

- Насколько сегодня космос интересен школьникам? Мне кажется, по сравнению с советским временем престиж астронавтики упал.

- Этот момент мы уже прошли. Были времена, когда родители нацеливали детей на карьеру в сфере торговли. Но вот уже лет 10–12 популярность технического образования растет. И все больше учеников выбирают аэрокосмическое направление, поступают в физико-математическую группу. 95 процентов из них потом становятся студентами профильных вузов.

- Какие у них будут карьерные перспективы?

- Сейчас в научных организациях почти нет сотрудников среднего возраста. Только очень пожилые и очень молодые, которым предоставляется большой простор для деятельности. Я это знаю по своим выпускникам — некоторым еще тридцати нет, а они выполняют работу ведущего инженера.

СПРАВКА

Ольга Николаева родилась в 1960 году. Окончила Московский автодорожный институт по специальности «инженер гидроавтоматики» (1982). Работала в научных институтах. В школе — с 1992 года. В школе № 1155 — с 2000 года. Почетный работник образования г. Москвы (2009), обладатель медали Федерации космонавтики России (2013).

amp-next-page separator