«Я думала, что знамена — в мою честь»

Общество
Главное — не расплескать налитый в крышку от термоса «чай», где коньяка больше, чем заварки. И не примерзнуть ботинками к трибуне. Но лучше — выиграть конкурс и стать супербабушкой. Наш журналист узнал, каким был этот праздник у разных горожан, участников былых парадов.

Владимир Антоник, актер:

- 7 ноября 1975 года состоялась премьера телефильма «Последнее лето детства» (режиссер Валерий Рубинчик). Там я сыграл свою вторую роль в кино и первую большую. В честь премьеры меня отпустили из армии раньше всех в дивизии. Мне было 22 года. Я отслужил год в танковом полку под городом Борисовым. Помню, на вокзале я купил дефицитных в те годы шоколадных конфет. Меня встретила жена с дочерью. Дочка сразу узнала меня, хотя я ушел в армию, когда ей было 5 месяцев. А вечером я успел посмотреть наш фильм по телевизору.

В другие годы мы ходили в этот день от студии Горького на демонстрации. Самый сложный момент был, когда с узенькой Сретенки выходишь на Лубянку. На площади сливаются людские потоки, скорость увеличивается.

Главное было — не расплескать налитый в крышку от термоса «чай». Ну, вы понимаете, там коньяка было больше, чем чая. Но никто никогда его не проливал. И всем было весело…

Татьяна Арно, телеведущая:

- Я родилась 7 ноября 1981 года. И лет до пяти думала, что знамена, которые показывают по телевизору, — это в честь моего дня рождения.

СУПЕРБАБУШКА НЕ КУРИТ ТРУБКУ, А ОТБИВАЕТ ЧЕЧЕТКУ 

В среду вечером столица узнала имя победительницы конкурса «Супербабушка-2015». Ею стала 85-летняя Екатерина Гостева. Женщина принимает поздравления, кокетливо улыбается фотокамерам, но, кажется, еще не верит в то, что стала лучшей.

— Я женщина-праздник, даже если бы и не победила, все равно бы запомнила этот день на всю жизнь, я рада, что просто выступила, показала свое мастерство и хоть кому-то подняла настроение, — признается наша героиня.

На конкурсе супербабушка отбивала чечетку. Да так задорно, что в зале начали перешептываться: а это точно бабушка? Перед публикой Екатерина выступать привыкла: она и в школе возглавляла танцевальный кружок, и на заводе руководила самыми талантливыми активистками, и в парадах участвовала.

— Помню, как 7 ноября, в День народного единства, я, еще молоденькая девчушка, танцевала на Красной площади, вот это действительно было выступлением всей жизни, — рассказывает женщина, театрально опускает голову и делает поклон.

Сложно поверить, но этой жгучей блондинке с озорным взглядом и ровной улыбкой белоснежных зубов уже за восемьдесят. А еще Екатерина Гостева — ветеран Великой Отечественной войны.

— В 13 лет я пошла работать на военный завод вместе с сестрами. Мы изготавливали сеточки для противогазов. А отец мой ушел на фронт, — говорит Екатерина, но просит больше вопросов про военные годы не задавать.

Чуть погодя супербабушка вновь улыбается.

— Меня вот все про здоровье спрашивают, а я даже не знаю, что сказать: по врачам не хожу, вообще для меня танец — это самое сильное обезболивающее, и для тела, и для души, — добавляет супербабушка, резко разворачивается на высоких каблуках и широко раскрывает руки, будто ждет объятия.

Екатерина и сына учила танцевать, и внука. Теперь она проводит танцевальные мастер-классы в оздоровительных лагерях и пансионатах.

— Ну конечно, как и любая бабушка, я очень люблю готовить, — меняет тему женщина. — Мое коронное блюдо — это борщ: настоящий, наваристый, темного, рубинового цвета.

Рецепт ей рассказал лучший друг ее мужа — украинец. Как говорил супруг Екатерины, красота красотой, а одними танцами сыт не будешь.

АВТОР «ПРОЩАНИЯ СЛАВЯНКИ» ПРИМЕРЗ НА ПАРАДЕ К ТРИБУНЕ 

Накануне очередной годовщины легендарного парада 7 ноября 1941 года «Вечерняя Москва» побеседовала с Азой Васильевной Агапкиной — дочерью знаменитого композитора и дирижера, автора «Прощания славянки» Василия Агапкина, который дирижировал тогда сводным оркестром на Красной площади.

— Я сейчас могу смело говорить о том, что участвовала в том параде, — рассказывает Аза Агапкина. — Потому что 7 ноября тоже была на Красной площади и ясно видела товарища Сталина на мавзолее, хотя стояла от него довольно далеко, поближе к ГУМу. Может, и Ворошилов там тоже был вместе с Буденным, но я смотрела только на Иосифа Виссарионовича.

Сейчас много пишут, что настроение на параде было приподнятое, но я ясно помню, как солдаты шли со строгим и сосредоточенным выражением на лицах. И на душе у меня было тревожно и нерадостно. Но шаг наши солдаты печатали так, что земля дрожала.

- Почему вас из Москвы не эвакуировали?

- А меня просто забыли в Московском военно-техническом училище, где папа служил. Так что в эвакуацию в Куйбышев все уехали без меня. Да и что греха таить, девчонка я была молодая и паренек у меня в Москве оставался. Любовь была!

- Это правда, что Василий Иванович на параде примерз сапогами к трибуне?

- Сущая правда! За свои 93 года жизни я больше таких холодов не припомню. Словно назло немцам. А перед тем как на Красной площади должны были появиться конница и танки, оркестрантам надо было немного переместиться в сторону и уступить дорогу. Однако именно в этот момент папа понял, что сапоги его примерзли к помосту и он не может сдвинуться с места. Попытался оторвать подошвы силой, но хлипкое деревянное сооружение шаталось и могло попросту развалиться. Выручили подбежавшие музыканты, просто сняли его с трибуны и под руки довели к зданию ГУМа.

- Сейчас пишут в интернете, что сводный оркестр играл на параде все советские марши, кроме «Прощания славянки»…

- Неправда. Накануне Буденный, который командовал парадом, вызвал отца и говорит ему: «Ты парад начнешь «Славянкой» и закончишь тоже «Славянкой»! Папа ответил: «Есть!» Так и было на самом деле.

amp-next-page separator