Семейные ссоры снижают иммунитет супругов. / Фото: www.sxc.hu

Конфликты утомляют и могут довести до суда. Но они, как ни странно, признак человечности

Общество
Почему москвичи так часто конфликтуют на работе? В каких офисах самая «горячая» ситуация? Можно ли снизить накал страстей? Об этом рассуждают наши эксперты.

Руслан Ларин, член некоммерческого партнерства «Эксперты рынка труда»:

-  Сотрудников, я считаю, раздражают вовсе не перекуры и сплетни как таковые. Они недовольны тем, что любители курить и болтать просто сваливают на других свою работу. Ведь результат, а значит, и премии, часто зависят от результатов работы всего отдела. И пока одни бесконечно курят и треплются за обедом, другие трудятся.

А результат — поровну. Конечно, многие возмущены! Немалая часть конфликтов — хотя это и не отражено в результатах опроса — обусловлена желанием повышения в должности. Причем, я убедился, накал страстей у рядовых клерков и вице-президентов примерно одинаков! Отличаются только методы ведения борьбы. Конечно, постоянные конфликты резко снижают производительность труда. Поэтому, я думаю, имеет смысл проводить коллективные тренинги по повышению дружелюбия.

Есть три вида таких занятий.

Самый распространенный — корпоративы, когда все собираются, выпивают, поют, танцуют. Второй вид — решение какой-то задачи в экстремальных условиях: например, все идут в тяжелый пеший или водный поход.

И третий вид: работа с психологом, который собирает всех вместе, рассказывает о типах личности, о том, как каждый реагирует на конфликтные ситуации и как их не допустить. Выбор типа тренинга — за руководством компании.

Александр Гребенюк, замдиректора по научной работе высшей школы социологических наук МГУ:

- По своему опыту знаю, что весьма конфликтна образовательная и научная среда. Ведь люди там, как правило, работают творческие, и к тому же труд связан с высокими психическими нагрузками. Часто конфликт происходит из-за разных подходов к проблеме, разных научных концепций. Представитель одной научной школы,  например, может не пойти на вручение награды, которую вручает представитель другой научной школы. Вообще, я считаю, конфликты — это нормально. Ведь мы как существа социально-биологические, весьма конкурентны. Конфликты будут всегда. Главное — не переходить на личности.

Олег Павлович, адвокат:

- Распространение сплетен о коллегах — занятие уголовно наказуемое. Есть 129-я статья Уголовного кодекса — «клевета». Сегодня ты рассказал, что менеджер К. изменяет жене с сотрудницей бухгалтерии, а завтра тебя могут наказать исправительными работами на срок до года.

А если повезет — штрафом в размере от 1 до 2 месячных доходов. Правда, чтобы быть осужденным, нужно распространять «заведомо ложные сведения», т. е. говорить: «Я сам видел». А если сказать: «Я слышал, что...» и назвать источник — от кого слышал, то состава преступления нет.

Если же коллега вас оскорбил (а в нашей судебной практике оскорблением, как правило, признается лишь матерная ругань), то вы можете подать на него в суд. Но тогда готовьтесь доказывать, что вашему здоровью нанесен вред. Например, скакануло давление, и пришлось вызывать скорую — вот справка. Вы можете потребовать от обидчика материальной компенсации. Правда, перед судебной тяжбой советую задуматься о ее моральных издержках.

Игорь Кузнецов, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН:

- В Европе и США конфликты на работе — редкость. Там человек просто продает компании часть своей жизни — рабочее время. Это время принадлежит компании, а не ему. Он просто не может конфликтовать — за ссоры не платят. У нас же пока работа и частная жизнь — одно и то же. Мы не разделяем служебное и личное, поэтому обижаемся, ссоримся и конфликтуем в офисе точно по тем же причинам, что и во внерабочее время. В этом плане мы более человечны.

amp-next-page separator