Один за всех
Мы беседуем о редчайшей цирковой профессии с Дмитрием Покладом, потомственным шпрехшталмейстером — что само по себе редкость — который в свое время стал одним из самых молодых инспекторов манежа.
- Инспектор манежа — он кто?
- Не побоюсь показаться нескромным, но это основной сотрудник. Его сфера ответственности огромна: он должен следить за всем пространством — от служебного входа и до самого верхнего ряда в зрительном зале. Без инспектора манежа цирк работать не может и не работает. В театре, например, есть должность ассистента режиссера. Он дает звонки к началу спектакля, оповещает артистов о времени выхода на сцену, следит за сменой декораций, светом, звуком. Все то же делает инспектор манежа.
А еще он отвечает за подвеску воздушного реквизита, и порой ему приходится быть инженером-конструктором, чтобы разместить два или даже три воздушных аппарата так, чтобы они не мешали друг другу. В ответе он и за жизнь артистов.
Не жизнь — сплошной аттракцион!
Идут ребята по канату,
А вдруг порвется где-то он...*
Как показала практика, порваться может даже страховочная сетка, а спрос — с инспектора. Да и за жизнь зрителей он отвечает, когда работают животные. При этом надо управлять униформистами, следить за темпоритмом спектакля. И объявлять артистов.
Я в этом цирке — шпрехшталмейстер,
Я объявляю номера.
- Без каких качеств невозможно овладеть этой профессией?
- Надо знать цирк изнутри, изучить его «кухню». Конечно, можно пройти обучение, потом — стажировку... Но это не гарантия, что вы станете хорошим инспектором манежа или станете им вообще. Никакая теория не сможет предусмотреть того, с чем вы можете столкнуться на практике. А я в цирке — свой человек.
Я здесь живу, я здесь родился,
Я знаю, где, почем и что.
- Как большинство детей из цирковых семей, над вопросом, кем стать, голову не ломали?
- Родители — инспектор манежа Павел Дмитриевич и цирковой режиссер Нина Сергеевна — не хотели, чтобы я работал в цирке. А уж дед, историк, профессор Дмитрий Павлович Поклад, был категорически против! Но в конце 80-х в цирке на проспекте Вернадского, где работал отец, я увидел потрясший меня номер. Это был эквилибр со степом на руках Патрика Бретфорда...
- И судьба ваша была решена?
- Да. Заявил родителям, что хочу быть эквилибристом на руках. Они думали — забуду, но я не забыл. И восемь лет я под руководством родителей осваивал эквилибр и готовил номер. С него и началась моя цирковая жизнь.
- Складывалась она удачно?
- Мы с матерью, которая работала у меня ассистентом, объехали огромное количество стран. В 1998 году я выиграл молодежный конкурс циркового искусства в Монте-Карло, потом на конкурсе в Риме взял серебро. А летом того же года мы пережили страшную трагедию: попали в аварию, когда ехали в отпуск на море. Отец погиб, мать осталась инвалидом...
- Почему при успешной карьере артиста вы решили стать инспектором манежа?
- Захотел попробовать себя в профессии, которой занимался отец. Если бы я знал, что меня ожидает… Директор цирка Леонид Костюк направил меня на курсы инспекторов манежа. Затем стажировался у Валерия Глозмана. Полгода меня готовили к профессии, начиная с азов документоведения. Был вторым инспектором, а через несколько лет возглавил участок инспекторов манежа цирка на Вернадском. В 2013-м перешел на работу в Росгосцирк.
Вниманье всем! Оркестр начал,
Свет в зале снят, улегся шум.
Я — шпрехшталмейстер.
Это значит: «Кто первым номером — прошу!»
- Династия инспекторов манежа — случай редчайший. Хотите, чтобы ваш маленький сын ее продолжил?
- Станет ли Павел Дмитриевич, полный тезка своего деда, продолжателем династии Поклад — решать только ему. Но с ним уже здороваются за руку! *
В интервью использованы строчки из песни Александра Розенбаума «Шпрехшталмейстер».
БЕЗ НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ
Александр Буше (1882–1970)
В 1930 году начал работать режиссером и шпрехшталмейстером в периферийных цирках, а в 1935 году — в цирке на Цветном. Это именно он во многом сформировал стандарт профессии.
Завен Мартиросян (1928–2009)
Александр Буше называл его своим преемником. В 1968 году стал работать в цирке на Цветном, где удачно подыгрывал в репризах Леониду Енгибарову и дуэту Юрия Никулина и Михаила Шуйдина.
Валерий Глозман (1940–2014)
Профессиональный акробат, в 1965 году окончил первые в СССР курсы режиссеров-инспекторов манежа. В 1995 году стал инспектором манежа Большого цирка на проспекте Вернадского.
ОБ АВТОРЕ
Вадим Гурович - автор и постоянный ведущий рубрики «Манеж» — представитель цирковой династии, цирковой режиссер и журналист, в разные годы возглавлявший пресс-службы Большого Московского цирка и Российской цирковой компании «Росгосцирк».