Сети подземелья. Проверяем состояние городских бомбоубежищ

Общество
1 марта отмечается Всемирный день гражданской обороны. Еще в конце минувшего года президент России Владимир Путин дал поручение Совету безопасности подготовиться к ядерной угрозе и обновить запасы противогазов в бомбоубежищах. Недавние трагические события в Донбассе показали, что такие укрытия могут понадобиться внезапно. Корреспонденты «ВМ» решили разобраться, насколько многочисленные московские бомбоубежища готовы к использованию в случае реальной угрозы.

Земля столицы буквально нашпигована различными подземными сооружениями. Здесь рыли убежища и потаенные палаты еще в древности, а с началом строительства метрополитена число подземелий умножилось. Параллельно с подземкой строились и линии сталинского «Метро-2». Информация о нем засекречена до сих пор, но известно, что это целая изолированная транспортная сеть под Москвой.

В годы Великой Отечественной войны подземных убежищ хватало на всех горожан. Появление атомного оружия предъявило к ним новые требования: улучшенную защищенность, глубину и автономность.

12 ЧАСОВ НА СБОРЫ

Практически каждое советское учреждение и жилой дом дохрущевской эпохи при постройке снабжались сетью подвалов и бомбоубежищем. Сегодня эти монументальные сооружения глубокого залегания законсервированы.

— Подавляющее большинство москвичей даже не знают, где находится их бомбоубежище, в какую сторону двигаться в случае опасности, — говорит член-корреспондент Академии военных наук, профессор Анатолий Цыганок. — На мой взгляд, это недоработка МЧС, которому в 1993 году Министерство обороны передало подземные укрытия.

По данным МЧС, в столице насчитывается 118 защитных сооружений гражданской обороны. Эксперт с сожалением замечает, что многие из них используются как склады, в некоторых разместились различные фирмы.

— Да, при необходимости они обязаны освободить помещение за 12 часов, — рассуждает Анатолий Цыганок. — Но хватит ли этого срока арендаторам? Не будем брать в расчет спонтанную глобальную войну, куда реальнее чрезвычайные ситуации: к примеру, техногенная катастрофа, связанная с опасными веществами.

Но мы видим собственными глазами: входы во многие укрытия заняты какими-то фирмами, на них висят замки.

Необходимо провести инвентаризацию всех укрытий, снабдить их необходимым оборудованием, включая защитные костюмы, противогазы. Ведь в лихие 1990-е годы часть складов разграбили.

Эксперт уверен: современному горожанину не хватает простейших навыков выживания, плана спасения в случае чрезвычайной ситуации, умения быстро собрать все самое необходимое. Нужно будет вновь начать подготовку населения по гражданской обороне.

 За этим манекеном комсомольца-метростроевца спрятан проход из «Бункера-42» в лабиринты московского метро. Руководство музея уверяет, что сейчас проходы забетонированы / Фото: Павел Ефимов

ТОРГОВЛЯ В БУНКЕРЕ

Одно из вместительных столичных бомбоубежищ расположено под домом № 56 на шоссе Энтузиастов. Взгляды прохожих не задерживаются на грязных стеклах окон длинного трехэтажного здания сталинской постройки. Говорят, в советские времена здесь находилось конструкторское бюро. А сегодня обширные площади занимают мебельный салон, несколько интернет-магазинов, банки и логистические предприятия, проще говоря — склады. Внутрь попасть несложно, проходим, представившись клиентами.

После переговоров с охраной спускаемся вниз. Подземелье впечатляет: на глубине в несколько десятков метров скрывается более 1200 квадратных метров площадей.

Значительная их часть, поближе к входу в грузовой лифт, заставлена различными товарами. Металлическая дверь толщиной 42,5 сантиметра предназначена для защиты от ударной волны. Сейчас она распахнута так, словно вросла в бетонную, полутораметровой толщины стену. В глубине коридора видны другие такие же двери. Они опечатаны, на них висят замки. За ними хранятся сложенные двухъярусные кровати, противогазы и НЗ — неприкосновенный запас.

Арендовать участок бомбоубежища под склад так же несложно, как сюда попасть. В интернете хватает объявлений о субаренде здешних помещений.

Еще одно бомбоубежище, вернее — четыре совмещенных, находятся в Строгине по адресу: ул. Маршала Катукова, 3, стр. 1. Здесь, прямо на объекте гражданской обороны класса А-24 (противоядерное убежище), построенном в 1984 году, расположился автосалон. Среди мощных бетонных стен запаркованы авто на продажу.

Ходим, «прицениваемся» к автомобилям.

— Вентиляционное оборудование и металлическая дверь на входе демонтированы, чтобы не нарушать эстетику помещения, — объясняет нам менеджер по продажам Алексей.

О двери напоминают лишь массивные крепежи для петель. В глубине бетонированного укрытия расположена автомойка.

Таких сверхнадежных бункеров в столице множество. Но смогут ли арендаторы в случае чего быстро их освободить? Или людям придется укрываться среди завалов торгового барахла и припаркованных автомобилей? СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Самое известное столичное бомбоубежище — так называемый бункер Сталина, находящийся в районе Таганки. Бомбоубежище Дальней авиации строили с размахом.

Директор музея «Бункер-42» подполковник пограничных войск Андрей Кащеев встречает нас у входа. Спускаемся на скоростном лифте на глубину 68 метров.

— Это высота 25-этажного дома, — поясняет Андрей Анатольевич. — Бункер начали строить после войны, а закончили в 1956 году, и он эксплуатировался 30 лет. Здесь находился запасный командный пункт Дальней авиации.

— Так это только запасный пункт?! — изумляемся мы. — И только одного рода войск? Сколько же, наверное, таких бункеров скрыто под столицей!

— Это секретная информация, — улыбается подполковник. — Но, поверьте, немало.

Подходим к контрольно-пропускному пункту. Дальше — длинный изогнутый коридор. Такую форму ему придали, чтобы максимально ослабить силу ударной волны.

— Стены сделаны из стали толщиной 8 миллиметров, — рассказывает директор. — За ней — метровый слой бетона, после — известняк. Вся конструкция укреплена полутораметровыми болтами. Проект бункера утверждал лично Сталин. Разумеется, он имел гриф секретности. Строители думали, что ведут обыкновенные работы по расширению столичного метро.

В следующем зале, трубе диаметром 9 метров, нас ждет сюрприз — товарищ Сталин, восседающий посреди командного центра. Манекен генералиссимуса строго смотрит на потомков.

— Чуть дальше — совещательный зал, — показывает рукой Андрей Анатольевич. — Во времена Карибского кризиса в нем заседали первые лица государства. Команда о начале третьей мировой войны могла быть отдана из этого кабинета...

Площадь бункера — 8000 квадратных метров. Стены основных помещений покрыты чугунными плитами, каждая весом в полтонны. Бомбоубежище имеет и свою вентиляционную систему с мощной угольной фильтрацией, чтобы не проникла радиоактивная пыль. Все продумано до мелочей: ламповое оборудование, дисковые телефоны вместо кнопочных. Ведь электроника последних при ядерном взрыве попросту сгорит.

Уважение к создателям этого объекта — вот чувство, которое на выходе из подземелья превалирует над всеми другими эмоциями.

 10 февраля 2016 года. Музей «Бункер-42». Помещение для совещаний руководства страны и командования Дальней авиации / Фото: Павел Ефимов

БОМБОУБЕЖИЩАМ — ВТОРУЮ ЖИЗНЬ

Эксперты считают: столичным бункерам нужна модернизация, а некоторым — основательный ремонт.

— Сегодня наши бомбоубежища находятся в весьма плачевном состоянии, — говорит Вадим Михайлов, глава Центра подземных исследований «Диггерспас». — Некоторые из них скорее станут могилой для людей, нежели местом спасения: света нет, стены обваливаются... Их необходимо восстанавливать. Да, сейчас есть множество фирм, занимающихся строительством новых бункеров. Бомбоубежище построят на желаемой вами глубине, со всеми современными удобствами. Но, на мой взгляд, целесообразнее восстанавливать старое, а не создавать новое. И этот процесс уже начался. Яркий пример — «Бункер-42» на Таганке.

— Как будут выглядеть восстановленные бункеры? — В бомбоубежищах, рассчитанных на большое количество людей, необходимы госпитали.

Также там должны быть современные угольные фильтры, биотуалеты, ящики с противогазами, запасные выходы. Примерная глубина таких сооружений — 15 метров. Но в эпицентре ядерного взрыва шансы на выживание имеют лишь те, кто спрятался в бомбоубежище глубиной не меньше 30 метров. Оптимальная толщина бетона должна составлять 5–7 метров. Причем бетона не простого, а со свинцовой прослойкой внутри.

Данила Андреев, директор «Спецгеопроекта», одного из крупнейших подрядчиков по строительству подземных укрытий, уверен: при необходимости власти быстро наведут в этой сфере порядок.

— Такова российская специфика, все делаем в авральном режиме, как подвиг, — говорит он. — К сожалению, сегодня полностью боеготовых убежищ в Москве всего несколько сотен из тысяч объектов. Многие заняты частным бизнесом, а эти ребята относятся к стратегическому оборудованию не очень-то бережно. Я сам видел спиленные вентиляционные наголовники.

Необходима серьезная работа по их модернизации и ремонту, инспекция и инвентаризация бомбоубежищ.

— Выстроенные в советские годы подземные укрытия надежно защитят население и сегодня — физические характеристики ядерного оружия не изменились, — подчеркивает Данила Андреев. — И сегодня мы строим укрытия по советскому СНИПу № 21177 от 1977 года — и для госучреждений, и для частных лиц. А сейчас применяют и различные технические новшества.

В большинстве московских домов можно увидеть торчащие из земли круглые вентиляционные выходы в полтора-два метра высотой. Значит, там есть подземное укрытие. И хочется верить, что в случае необходимости они окажутся доступны для горожан.

18 сентября 1941 года. Москвичи укрываются в бомбоубежище жилого дома / Фото: РИА-НОВОСТИ

СПРАВКА

Самые известные в мире рассекреченные подземные укрытия:

● внутри песчаной горы на острове Шпицберген, в Норвегии, хранится бесчисленное количество семян. Этот склад гарантирует сохранность всей растительности планеты;

● в горном комплексе РэйвенРок (Пенсильвания, США) вы сможете найти часовню, парикмахерскую, фитнес-центр и многое другое. Комплекс рассчитан на 3000 человек;

● недавно на юго-западе Лондона открылся доступ в восьмиэтажное убежище, которое скрывается прямо под одним из тоннелей. Бункер переоборудовали в музей.

ОБ АВТОРАХ

Захар Артемьев - с пециальный корреспондент, автор множества расследований, репортажей и интервью с ведущими ньюсмейкерами.

Павел Ефимов - юнкор «ВМ», начал свой творческий путь в нашей газете. Имеет свой, особый и «незамыленный» взгляд на события.

amp-next-page separator