До революции открытки иногда раскрашивали от руки
Его организовал Союз филокартистов России при поддержке Издательского дома «Крепостновъ», Управления федеральной почтовой службы Москвы, благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям «Линия жизни».
— В залах выставят около 11 тысяч иллюстрированных почтовых карточек, — говорит президент Союза филокартистов Арсен Мелитонян. — Самые ранние относятся к концу XIX века, самые поздние — к 1970-м годам.
Посетителям, особенно маленьким, будет интересно узнать, как выглядели открытки в прошлом, чему были посвящены, познакомиться с историей российской почты. Разделы музея расскажут о праздничных открытках, детских образах на почтовых карточках, о сказочных персонажах, созданных выдающимися русскими художниками, такими, например, как Иван Билибин. Исторические открытки поведают и о событиях «давно минувших дней», и о героях-космонавтах советской эпохи. Зал «Русская старина» посвящен русским обычаям, фольклору, пословицам, поговоркам. Дети смогут и сами создать открытку и тут же отправить ее родителям, друзьям или даже любимому сказочному герою.
Первые почтовые карточки в России выпустили в 1872 году, в конце XIX века на них появились иллюстрации. Уже до революции спрос на открытки был таков, что отечественным типографиям было сложно его удовлетворить. Арсен Мелитонян показывает карточку начала ХХ века с надписью «С праздникомъ Рождества Христова». Дед Мороз подозрительно смахивает на Санта-Клауса.
— Тираж заказали в европейской типографии, а потом сделали надпечатку на русском языке, — объясняет Арсен Аркадьевич. — Производители пускались и на другие ухищрения. Работали целые артели, которые перерисовывали живописные шедевры в формате открытки, а с них тиражировались копии. Сделать цветной снимок картины было сложно. А некоторые производители, чтобы сэкономить на цветной печати, выпускали открытки чернобелыми и отдавали раскрашивать каждую от руки...
До 6 сентября «Детский МИР открытки» будет работать в ЦДХ, а затем, как уверены организаторы, переместится на другую площадку и превратится в постоянную экспозицию.