Мария Пономарева, начальник отдела общественных связей ГИМа, определила самовару-петуху лучшее место в витрине  / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

Самовар, как бас из хора, напевает в вашу честь. Выбрана лучшая вещь страны

Общество
Сотрудники Исторического музея подвели итоги народного голосования, посвященного юбилею музея, на статус лучшей вещи в истории нашей страны. Результаты выборов их удивили. О том, насколько в процентном соотношении народная любовь может оказаться сильнее доказанной научной и исторической ценности, разбиралась корреспондент «ВМ».

У самовара я и, конечно, Маша! Точнее, сразу две. А если еще точнее, то Мария Лемигова и Мария Пономарева, сотрудницы Исторического музея. Впрочем, собрались мы вовсе не чай пить, как могло бы показаться со стороны.

У нас на это просто духу бы не хватило, ведь чаепитие из самого дорогого в мире самовара и признанной лучшей вещи в истории России — настоящее кощунство!

— Государственный исторический музей России в этом году отмечает юбилей — ему исполняется 145 лет, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей. — Поэтому мы решили привлечь россиян к этой дате с помощью эксперимента, который еще ни разу в этих стенах не проводился, устроив голосование за самую лучшую вещь в истории нашего государства.

А для того чтобы упростить россиянам муки выбора, сотрудники музея предложили им рассмотреть экспонаты из фондов, в числе которых: служебник патриарха Иова — книга, созданная в 1604 году для первого московского патриарха; таштыкские погребальные маски, дающие представление о том, как выглядели жители Южной Сибири в V веке н.э.; старинные напольные часы с боем, созданные знаменитым Бенджамином Гайнамом, часовщиком царского двора, и тотем в виде головы глухаря, приносивший удачу охотникам из древних племен, обитавших на берегу Волги. Отдать голос за номинантов можно было на сайте проекта.

— Признаться, результат голосования нас слегка удивил, — уверяет Мария. — Мы рассчитывали на то, что первое место получат удивительные по своей точности погребальные маски, но 4870 принявших участие в опросе (36 процентов) решили иначе и отдали свой голос за самовар с петухом.

Сотрудники музея склонны объяснять этот казус генетической любовью русского человека к застолью и длинным чаепитиям.

— Посмотрите, какой огромный пласт культуры посвящен чаепитию! — восхищается Лемигова. — Сколько народных песен воспевают посиделки у самовара! Русские художники от Васнецова до Петрова-Водкина не раз делали чаепития центром своих жанровых сцен. Самовары были обязательной вещью в доме практически всех сословий — от дворян до крестьян. Порой в жилище лишней лавки могло не найтись, однако самовар обязательно присутствовал.

Впрочем, победитель с чистой совестью может считаться голубой кровью среди всех своих самоварных собратьев.

— Считается, что он был изготовлен мастером Ипполитом Монигетти, архитектором императорского двора, специально к Венской выставке 1873 года, — объясняет Лемигова. — И на этой выставке он получил золотую медаль.

Впрочем, россияне, выбравшие его победителем, заинтересовались скорее не столько регалиями фаворита, сколько его необычным внешним видом.

— Обратите внимание на кран, — предлагает Наталья Виноградова, научный сотрудник отдела металла. — Он выполнен в виде головы петуха, а корпус стоит на петушиных ножках. Это так называемый псевдорусский стиль, его еще называют ропетовским — по имени архитектора Ивана Ропета. Медные бока самовара украшены надписями: «Чай кипит, уходить не велит» и «Где чай, там и под елью рай». В них и отражена горячая народная любовь к чаепитию.

Кроме того, интересна технология производства победоносного самовара. Если до него корпус традиционно изготавливался с помощью выкладки, то здесь мастера испытали принципиально новую технику — литье по форме, восхитившую промышленников, массово внедривших ее после выставки на своих производствах.

В Исторический музей уникальный самовар попал почти сразу же после его открытия в 1872 году.

— Когда стало известно о создании музея, меценаты начали передавать в музей вещи, хранившиеся в их коллекциях, — рассказывает Лемигова. — Впрочем, практика передачи вещей музею существует и сейчас. Это один из способов пополнения музейной коллекции.

Главной наградой для россиян, отдавших свои голоса самовару-петуху, станет возможность увидеть его собственными глазами. Сотрудники ГИМа выставят его в Половецком дворе, где им можно будет любоваться целый месяц.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дмитрий Рогов, коллекционер самоваров:

— Родиной первых русских самоваров был Урал: в середине XVIII века их производство началось на Суксунском заводе, а во второй половине XVIII века открылись первые самоварные фабрики в Москве и Туле. Размеры самоваров были разные, от миниатюрных «эгоистов», рассчитанных только на один стакан, до огромных трактирных самоваров. Существовали и походные самовары, которые брали в дорогу, — они выглядели как ящик или коробка со срезанными краями. Самыми дорогими на сегодняшний день считаются самовары, изготовленные в начале прошлого столетия в мастерских Фаберже. Для их производства использовались дорогие металлы — серебро и позолота. Кроме того, нередко применялись уникальные техники по чеканке, выколотке и просечке.   

amp-next-page separator