Джигит с папахой не расстается, или Кулмек на все случаи жизни
В былые времена принадлежность к той или иной народности выдавали и определенные маркеры в одежде — ее вид, фасон, особенности ткани или вышивки.
В наши дни народные костюмы — предмет исследований для этнографов и историков моды. Хотя и современные дизайнеры нет-нет да и используют в своих коллекциях элементы одежды, характерные для нарядов того или иного народа. Недаром ведь говорят, что новое — это хорошо забытое старое.
Сорока на голове
В основе русского национального гардероба была рубаха. Мужчины носили ее навыпуск, подбирая поясом. Штаны из сукна или шелка, зауженные к щиколоткам, заправляли в сапоги с широким голенищем. Правда, такую обувь могли себе позволить только зажиточные люди. Крестьяне в основном носили лапти или ходили босиком. Женщины поверх рубахи носили сарафан или специальные юбки — в разных губерниях на этот счет была своя мода. Поверх рубахи мужчины надевали кафтан, а женщины — душегрейки. Помните пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»? Когда старуха стала столбовой дворянкой, старик увидел ее такой:
В дорогой собольей душегрейке, Парчовая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки.
Не каждый сегодня может объяснить, как выглядит душегрейка или кичка. Первое — это теплая кофта, обычно без рукавов, предтеча современного жилета.
А кичка, или кика — это сложносоставной головной убор, который носили только замужние женщины. Венчала кику сорока. Задняя ее часть прикрывала затылок, боковые — уши, а средняя — лоб.
Тайные знаки
Приверженность к национальному костюму у северных народов объясняется тем, что каждый его элемент наполнен сакральным смыслом. Так, в якутской одежде верхняя часть посвящается небу и божествам-небожителям. Символические знаки плечевой одежды отражают мир, где обитают «люди с солнечными поводьями на спине народ саха, как называют себя якуты. Нижняя часть обуви отражает мир демонов, от которых человек защищается особыми знаками. Важное значение имеют материалы. Мех, шерсть, олений волос, металл — все они наделяются магическими признаками, способными воссоединять Верхний и Средний миры и отпугивать злых духов мира Нижнего. Полностью же якутский наряд представляет собой цельную композицию, отражающую национальное мировоззрение.
Перья, мех и золотая нить
Вопрос из этнографического диктанта: зачем татарские замужние женщины носили нагрудники — изу, — украшенные шелковыми и золототкаными лентами? Ответ на него прост, если знаешь особенности татарского национального костюма. Его основа — туника с длинными рукавами, рубаха (кулмек) и штаны (ыштан). Верхняя одежда была распашной (как халат, только без застежек) и менялась в зависимости от случая или времени года: камзол, казакин, бишмет, чапан.
Камзолы шили разной длины — до колен или до бедер, с рукавами или без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Что же касается нагрудника, то для женщин он служил не только украшением, но и обязательным элементом, который прикрывал слишком глубокий вырез верхней одежды. По головному убору у татар можно было определить возраст женщины, ее социальное и семейное положение.
Предметы гордости и чести
У некоторых народов принято прятать не только волосы, но и лицо женщины. Это правило до сих пор действует в некоторых восточных странах, где женщинам нужно носить хиджаб или чадру, полностью скрывающие тело и лицо. У народов Кавказа дело ограничивалось вуалью. Она крепились к чухте — шапочке, по форме напоминающей древнерусский шлем. Один конец платка прикрывал лицо женщины, а другой — шею.
Основа костюма жителей Кавказа, как и других народов, — нижняя рубаха. Элементы, характерные для мужского наряда, — бурка, черкеска и папаха. Бурку — огромную жесткую накидку из войлока, использовали для защиты от ветра, в качестве шалаша и даже одеяла. Черкеска внешне напоминает кафтан или даже халат. Оригинальность ей придают специальные карманчики, выполняющие роль патронташа. Такое удобство оценили русские казаки и сделали черкеску частью своего наряда. Папаху, высокую меховую шапку, казаки тоже взяли у кавказских горцев. Причем не столько форму, сколько связанную с ней философию. Дело в том, что на Кавказе папаха — не просто головной убор, а предмет гордости и чести, ее нельзя обронить или потерять, а лишиться папахи можно только вместе с головой. Если в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, это значило, что он готов отстаивать свою точку зрения до последнего вздоха.
■
...Национальный костюм — это не просто одежда. Каждый его элемент может многое рассказать об особенностях быта и культурных традициях народов. И такие знания помогают лучше понимать тех, кто живет рядом с нами.
КСТАТИ
Узнать все об одежде можно в Музее декоративно-прикладного и народного искусства, расположенном в Москве на Новослободской улице. На экспозиции под названием «Национальные костюмы народов России» можно увидеть национальные наряды народов Севера, большинство из которых выполнены из мехов, перьев птиц, кожи коров, овец и даже рыб; одежду кавказского народа, выполненную из шерсти и хлопчатобумажной ткани; одежду и головные уборы мордвы, марийцев, чувашей и других.