Учимся дружить. Дети подают пример своим мамам и папам
Что делать, если в классе появился ребенок, плохо говорящий порусски? Как избегать национальных конфликтов, когда в школе чуть ли не четверть учеников — иностранцы? Кто должен учить детей толерантности: семья, классный руководитель? Все это достаточно непростые вопросы, с которыми приходится сталкиваться педагогам.
— Современная школа — это организм, который способен регулировать свою деятельность. В зависимости от района, в котором находится школа, от инфраструктуры этой территории складываются ее традиции, от этого зависит структура дополнительного образования и воспитательная деятельность. Профилактическая работа включает много направлений, и, конечно, в течение всего учебного года она направлена как на учеников, так и на их родителей. Москва — многонациональная культурная столица, это определяет системную работу школы, направленную на межэтническую солидарность.
– Какие районы в Москве вы бы назвали наиболее разнообразными с точки зрения поликультурности? Есть ли вероятность межэтнических конфликтов между детьми в школах?
– Если говорить о центральной части города, то там в основном проживают граждане иностранных государств, работающие в посольствах, дипломатических представительствах, зарубежных компаниях, здесь много туристических объектов и гостей столицы. Ситуация с этой точки зрения спокойная и дружественная. Но проблема конфликта — это вопрос не национальности, а личностных качеств, особенностей воспитания.
В периферийных районах столицы проживают семьи, приехавшие в Москву из бывших стран СНГ. При всей доступности и качестве образования им сложнее социализироваться, изучить русский язык. Но, если мы говорим о детях, для них нет преград в выстраивании отношений со своими одноклассниками. Сложнее их родителям, именно поэтому в столице работают курсы по изучению русского языка и культуры России. Детям и взрослым рассказывают о традициях и обычаях нашего народа, о нормах поведения страны, в которой они находятся.
– Какие конфликты гипотетически могут возникать в школах, где учатся дети разных национальностей?
– Школа — это место получения знаний и воспитания, развития потенциала детей. Абсолютно все проживающие в Москве люди должны помнить, что государственная школа — это светское учреждение, занимающееся образованием детей. Конфликтов, связанных с этническими, национальными особенностями обучающихся, в московских школах нет. Первое сентября в этом учебном году совпало с мусульманским праздником, но все в городе прошло совершенно спокойно, с уважением к традициям других народов Москвы. Это заслуга и правительства города, и той политики, которая проводится в школах.
– Каким образом нужно выстраивать взаимоотношения, чтобы развивать и укреплять межнациональные связи?
– Воспитательная деятельность как в школе, так и в семье должна строиться на принципах уважения к другим культурам, национальностям и религиям. Нужно знакомить детей с историей, традициями, костюмами и кухнями, нормами и моралью других национальностей. Важно ставить акценты не на национальных особенностях, а на личности людей, с которыми ты общаешься, их человеческих качествах. Этому посвящены мероприятия, проходящие в столице: например, дни национальных культур. Их цель — сплотить ребят.
Развивая дружественное отношение детей разных национальностей друг к другу, мы закладываем основы уважения в целом между членами многонационального общества.
В Москве есть школы с национальным компонентом. Коллективы этих школ всегда готовы поделиться с родителями из других школ столицы информацией о себе, таким образом распространяя позитивный опыт работы. И не стоит забывать, что культурная среда города — музеи, парки, театры и та деятельность, которую они ведут, направлена на то, чтобы помочь людям понять, насколько одни народы близки другим, насколько история переплетена и неразделима по национальному признаку.