Лед был непреодолимым препятствием на пути кораблей еще в эпоху парусного флота. Поэтому и первые полярные ледоколы в нашей стране появились еще до революции / Фото: Скриншот из YouTube «Ледокол »АРКТИКА"

Ледовый прорыв. Атомное судно «Ленин» стало пионером северных широт

Общество
60 лет назад, 5 декабря 1957 года, в Ленинграде был спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». О первом рейсе легенды «Вечерке» рассказал научный руководитель Центра истории войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Олег Ржешевский.

Лед был непреодолимым препятствием на пути кораблей еще в эпоху парусного флота. Поэтому и первые полярные ледоколы в нашей стране появились еще до революции.

Большая заслуга в этом принадлежит адмиралу Степану Макарову, разработавшему бочкообразную конструкцию металлического корпуса и «вздернутого» носа, которая позволяет судну с ходу выползать на кромку льда и весом проламывать под собой лед. Но ни паровая, ни внедренная позднее дизельэлектрическая установка не могли обеспечить необходимых для покорения Арктики мощностей. Пока само время и успешное испытание ядерной бомбы не подсказали ученым решение.

Атомный ледокол «Ленин», создававшийся для обеспечения навигации по Северному морскому пути между Дальним Востоком и Европейской частью России, был заложен на судостроительном заводе в Ленинграде летом 1956 года. Строили его всей страной: Харьков поставлял турбогенераторы, Киров — судовые турбины, электродвигатели изготовлялись на ленинградской «Электросиле». 5 декабря 1957 года ледокол-гигант водоизмещением 16 тысяч тонн был спущен на воду и прошел первые ходовые испытания в Балтийском море, а спустя год перешел в Мурманское морское пароходство.

— Рождение гражданского атомного флота стало важнейшим шагом в развитии нашей страны, большим технологическим прорывом и одним из успехов советской эпохи. Во времена активного освоения районов Крайнего Севера использование атомного флота имело огромное значение для утверждения наших позиций в Арктике, за которую и сегодня ведется борьба, — рассказал Олег Ржешевский. — Хотя 60 лет назад сфера моих научных интересов не пересекалась с историей морского флота, как и все граждане СССР, я очень гордился новым достижением своего народа.

Ледокол «Ленин» — первое в мире судно, использующее вместо обычного топлива атомную энергию. Его мощностей хватало, чтобы проводить по льдам Севморпути около 70 судов в год.

30-летняя вахта легендарного ледохода завершилась в 1989 году, когда «Ленин» в последний раз причалил в порту Мурманска.

Сегодня он превращен в уникальный музей.

СПРАВКА

Первым капитаном судна был Павел Пономарев. За все время эксплуатации ледокол «Ленин» прошел 654 тысячи миль, из них 563,6 тысячи миль — во льдах. В 1971 году «Ленин», двигаясь из Мурманска в Певек, первым из надводных судов прошел севернее архипелага Северная Земля.  

amp-next-page separator