Как корреспондент «ВМ» фотоаппараты продавал
Фотография, уверен, продлевает жизнь и улучшает настроение. Обладание камерой стимулирует пешие прогулки, знакомства, узнавание новых мест. Вот и нынешняя долгая красивая осень умножила спрос на фотокамеры — и на цифровые, и на пленочные. Чтобы узнать, как идет торговля этим товаром, корреспондент «ВМ» на полдня устроился продавцом в магазин фототехники, комиссионной и новой, где и поговорил с экспертом Владимиром Зибиревым, который более 40 лет увлекается фототехникой. — Фотографией я стал заниматься еще в детстве, — рассказывает он. — Тогда были еще советские фотоувеличители. Химию для проявки и печати я покупал в «Детском мире», а печатал в своей ванной. Так уж сложилось, это увлечение стало моей профессией, и я вот уже двадцать лет работаю продавцом фототехники.
С приходом цифровых технологий пленочные камеры были поставлены на полку. Но в последние год-два к ним снова возродился интерес, причем все больше — со стороны молодежи. Такая вот магия пленочной фотографии... А сдают фототехнику в магазин обычно пожилые люди.
— Такую аппаратуру, как правило, приносят в очень хорошем состоянии. Когда прежние владельцы ее приобретали, то думали, что со временем она, конечно же, не потеряет в цене, — продолжает Владимир. — Но, увы, все произошло с точностью наоборот. Камеры подешевели в три-четыре раза, а то и в десять.
Так, какой-нибудь «Хассельблад С500» в отличном состоянии сейчас может стоить 50–60 тысяч, а лет тридцать назад за него надо было отдать целое состояние — равноценное, например, стоимости двух автомобилей «Жигули».
— В советское время одним фотоаппаратом снимали всю жизнь, сегодня фотолюбители могут менять их чуть ли не каждые два месяца, — считает специалист. — Это такой отдельный класс слишком увлеченных фототехникой любителей. Им для полного счастья не хватает, например, именно этого объектива, и, только став его обладателем, они на время успокаиваются. Мол, теперь они — настоящие профессионалы! Тестируют объектив на всевозможных таблицах, а когда попросишь показать хоть одну фотографию, им и представить нечего. Одни только снимки таблиц.
В магазин, говорит Владимир, приходит много девушек.
— Хотят приобщиться к великому искусству фотографии. Но выбирают фотокамеру обычно по цвету и весу — чтобы поярче и полегче. И представьте, у некоторых получаются совсем неплохие снимки! Умеют видеть кадр. Серьезно увлеченные фотографией дамы со временем начинают приобретать уже сменные объективы и удобные для переноса техники сумки. Хотя многие так не вникают в технические особенности фототехники.
Среди камер есть и настоящие музейные экспонаты. Вот, к примеру, этот «Зоркий», выпущенный ограниченной серией для советского генералитета. Он снабжался немецким объективом, был отменного качества. Вещь по-настоящему музейная и стоит баснословно много — 280 000 рублей!
— Уже купили, пришел счет из-за границы, — поясняет эксперт. — Но, думаю, снимать им не будут, поставят для красоты на полку.
Бывает, что приносят на продажу и откровенную кальку (копии).
— Это — советские, переделанные под немецкие, копии, выпускались в 1950-е годы. Отличить от настоящих их довольно просто, достаточно взять лупу, — улыбается Владимир. — Поверх кириллицы проглядывает немецкий шрифт, да чуть иная гравировка на кольцах фокусировки. Но отличить оригинал от подделки может только специалист.
Именно им мой собеседник Владимир Зибирев и является. Среди его знакомых немало коллекционеров и фотографов старой гвардии, он знаком почти со всеми фотокорреспондентами столицы.
— Но своей коллекции фотоаппаратов у меня нет, — говорит он. — С владельцем магазина Евгением Бусаревым мы много лет собираем наш частный фотографический музей. Все экспонаты в нем — подарки, и среди них попадаются действительно уникальные экземпляры. Некоторые оставили свой след в истории фотопромышленности России. Есть и самые популярные, и очень редкие, которые мы продавать не планируем.
Магазин действительно напоминает музей. Вот английская камера-зеркалка «Торнтон-Пикар» начала 20-х годов прошлого века. Сделана она из красного дерева с латунными деталями, в превосходном состоянии — вставляй пленку и вперед!
— В последнее время произошел неожиданный поворот в цифровой революции: старые объективы теперь можно устанавливать на самые современные камеры, — продолжает Зибирев. — При помощи, конечно, хитроумных переходников. Советские объективы стоят копейки — в 10 раз дешевле современных аналогов. А автоматика камер позволяет работать с ними в нескольких программах, хотя на резкость придется наводить вручную.
У российских инженеров появился новый стимул: в моду вошли «творческие» объективы», или «монокли». Монокль — это объектив, который дает мягкое, нежное изображение. Умельцы запросто переделывают обычные объективы от «Зенитов» и «Зорких», а фотографы с удовольствием присоединяют объектив стоимостью в 3–5 тысяч рублей к камере за полмиллиона и делают прекрасные фотографии.
Бытует мнение, что оптика от «Пенктакса» (торговая марка оптического оборудования. — Прим. «ВМ») или старые линзы радиоактивны, но это полная чепуха. Никакой радиоактивности в них нет. Миф и то, что немецкие или японские камеры никогда не ломаются. А вот что самый дорогой объектив стоит 2 500 000 рублей — чистейшая правда. И такой, но на полмиллиона дороже, в магазине купили неделю назад. На тот момент в различных магазинах мира продавалось три подобных «стекла» (так на жаргоне фотографы называют объективы), и тот, что в России, оказался самым дешевым.
Есть объектив за 300 000 рублей, он называется Tambarи. Выпускался в Германии еще до Великой Отечественной войны. Есть камеры с приложенными к ним чеками, можно сопоставить заработную плату того времени и цену на фотоаппарат. Мы стали лучше жить!
В России активно поддерживается отечественный производитель фотоматериалов. Вот в магазин зашел молодой человек. Решил взять блок черно-белой пленки и старенький Contax.
— Пленка очень дисциплинирует, — признается он. — Когда знаешь , что у тебя всего 36 кадров, то над каждым сюжетом долго думаешь. Мне нравятся механические камеры: батарейка никогда не сядет, особенно в ответственный момент. И к тому же черно-белые фотографии, как показало время, хранятся более ста лет. А мои первые цифровые кадры уже не читаются, хотя, когда я покупал CD-диски, фирма уверяла, что они на века! — сетует Павел и признается, что пленки он проявляет сам. Запирается в ванной и колдует над ними. Мечтает устроить свою фотовыставку.
Вот к корреспонденту «ВМ» наконец обращается и покупатель. Миловидная девушка просит ей помочь с выбором камеры для отпуска, хотя ей уже приглянулась недорогая цифровая «зеркалка» ярко-красного цвета. Спектр вопросов покупательницы небогат: на какую кнопку нажать, как вставить батарейку и какого объема карта памяти. Я интересуюсь, есть ли у нее свои фотографии? Оказалось, есть, на телефоне — чудные пейзажи, снятые на рассвете в горах.
— Телефон меня уже не устраивает — хочется чего-то большего, — говорит она. — Вот накоплю денег, буду снимать на пленку.
— А зачем? — не удержался я от вопроса.
— Для меня важен процесс. А ограниченность возможностей рождает поиск. Если со мной всегда будет механическая камера, буду снимать как бы глазами — ну, представляя себе кадр... Как это раньше делали фотографы. И снимать один кадр. А если технически фото у меня будет несовершенно, то ничего, не страшно... Ведь сам процесс настолько увлекателен! Побуждает мыслить!
Мне удалось ее уговорить к выбранной красной «зеркалке» прикупить еще и старенький Pentax выпуска начала 1980-х годов. Евгения ушла из магазина счастливой.
Правда, на уговоры и лекцию об устройстве фотокамеры ушло минут тридцать. Но и я остался доволен, что кому-то пригодились и мои знания.