На фото: Александр Хохряков очищает от налета гипсовый слепок с античного рельефа Парфенона / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Как реставрируют скульптуры

Общество
Во Всероссийском выставочно-художественном центре им.Грабаря прошел день открытых дверей. Корреспондент «ВМ» побывал в мастерской по реставрации скульптур.

- Ни в коем случае не протирайте гипсовую скульптуру влажной тканью! - начал свой рассказ художник-реставратор Александр Хохряков.

На большом и тяжелом гипсовом слепке он показывал, как надо аккуратнейшим образом, слой за слоем, очищать гипсовую поверхность от пыли. Перед ним лежал гипсовый фрагмент барельефа из пока закрытого для публики музея художника Павла Корина.

- Мы уже лет 10 помогаем восстанавливать предметы из музея Павла Корина. После смерти художник все свое имущество завещал передать в дар Третьяковской галерее, что и было выполнено. В его собрании очень много слепков, скульптур - все это мы потихонечку приводим в порядок, - рассказала художник-реставратор Татьяна Пименова.

Слепок фрагмента рельефа восточного фриза Парфенона «Афродита» 438-432 года до н.э., сделанный в начале ХХ века лежал на столе перед Александро Хохряковым беспомощной темной массой. Взяв кисть и окунув ее в специальные раствор, Александр довольно быстро очистил серый налет пыли, не повредив ни миллиметра специального покрытия.

- Часто гипсовые слепки тонировали специальной защитной краской - она очень легко может сняться. Поэтому в музеях гипсовые скульптуры доверяют протирать только специально обученным людям. Гипсовый слепок легко испортить, - говорит Александр Хохряков.

Самые частые «поломки» у гипсовых скульптур - именно из-за неправильного ухода. Но есть и естественные - если за гипсом не ухаживать, то, стоя даже в квартире в центре Москвы, он может сильно повредиться и покроется трудноудалимой тонкой коркой неприятного цвета. Однако все это поправимо - если делать не торопясь и по правилам.

- А какую самую сложную работу приходилось делать? - спрашивает у Александра студента МГУ Вероника Иванова.

Александр вспомнил, что по просьбе музейных работников, он вместе с коллегами разработал специальный каркас и съемный механизм для руки одной из античных скульптур - гипсовый слепок с античной скульптуры должен был путешествовать по стране вместе с одной из выставок. А самым проблемным объектом стала мастер-модель скульптуры «Рабочий и колхозница», сделанная Верой Мухиной в прошлом веке.

- Мастера при отливке залили ее таким крепким лаком, что удалить его было весьма трудоемко - буквально по миллиметру в день. Хотя скульптура и небольшая, но потребовалось больше года почти ежедневного и кропотливого труда, чтобы она приобрела первозданный вид - сказал Александр Хохряков.

amp-next-page separator