Сегодня, наверное, многие молодые люди даже не слышали об этом некогда популярном у нас в стране самодельном оружии / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

Нунчаки как грозный привет из прошлого

Общество
Корреспондент «Вечерки» и подумать не мог, что спустя столько лет вновь будет держать в руках это грозное холодное оружие, придуманное средневековыми китайскими крестьянами.

ТРИ ПУДА ЖЕЛЕЗА СО ДНА ПРУДА

В солнечный, немного морозный выходной день отправился на прогулку в Тимирязевский парк на Большой Садовый пруд. Исторический рукотворный водоем, выкопанный крепостными крестьянами графа Алексея Григорьевича Разумовского во времена правления Екатерины Великой, давно стал для меня не только излюбленным местом прогулок по его живописным берегам, но и своеобразным полигоном для испытания нового снаряжения для подводной охоты.

Вода тут всегда чистая, потому как проточная. Из Головинских прудов сюда впадает речка Жабинка, заключенная ныне в подземный коллектор. И все бы хорошо, вот только на дне можно напороться на всякий металлический хлам: куски арматуры, обрезки труб, проволоку, не говоря уже о бутылках, пивных банках и прочем мусоре, брошенном в пруд нечистоплотными жителями микрорайона Коптево.

Поэтому решил основательно почистить один из небольших тихих заливов, где обычно ныряю в подводном снаряжении вдали от любопытных глаз отдыхающих граждан. Для этой цели даже приобрел поисковый магнит — очень мощный, отлитый в виде хоккейной шайбы с продетым через нее крепким капроновыми шнуром. Закидываешь такой «магнитный невод» с берега в пруд и потихоньку тянешь. Вскоре все собранные им по пути опасные для ныряльщика железяки оказываются на берегу.

На ивовом кусте почки стали распускаться / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

Правда, этим летом выудил со дна пистолет-пулемет Шпагина (ППШ) времен Великой Отечественной войны. Ржавый, конечно, но все же огнестрельное оружие. Вызвал тогда местную полицию и сдал им «эхо войны». Правда, непонятно какой: то ли Второй мировой, то ли эпохи бандитских разборок лихих 90-х годов прошлого века.

Пришел на свое место, где обычно весной и летом ныряю с подводным ружьем или подводной фотокамерой рыб разных фотографировать. Размотал свою поисково-магнитную снасть и стал чистить дно водоема от непотребного железа.

Купаться здесь летом запрещено, потому акватория, которую приглядел для своих тренировок и наблюдений за растительным и животным миром пруда, местными водолазами поисково-спасательной станции «Академическая» не чистится.

Исторический рукотворный водоем, выкопанный крепостными крестьянами графа Алексея Григорьевича Разумовского во времена правления Екатерины Великой / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

Что не заброс, то здоровенный кусок арматуры или целая двухметровая труба в семь сантиметров в диаметре, ржавые гвозди, болты, шайбы, проволока, уключина от весла, пивные пробки, пружины, железяка с приваренным к ней металлическим флажком, замки, дверные скобы и прочий опасный для ныряльщика хлам.

Вскоре на берегу выросла целая куча металлолома. Ну прямо как в советском мультике про Чебурашку и крокодила Гену, кода они со дна моря металлом для пионеров собирали. Довольный сегодняшним железным уловом, присел на сухую травку немного передохнуть и отогреть руки. Уж больно они в резиновых перчатках задубели.

Кто знает, что в следующий раз «магнитный невод» вытянет / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

ЗДРАВСТВУЙ, ОРУЖИЕ!

Налил из термоса в кружку горячего чая с шиповником, закусил печеньем. Солнышко припекает. Благодать! Даже не верится, что через неделю-другую зима настанет. На ивовом кусте, что у воды рядом со мной растет, почки стали распускаться.

Вскоре на берегу выросла целая куча металлолома / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

Передохнув немного, решил продолжить «рыбалку». Обследовать еще один сектор залива, который наметил именно на сегодня. Вытащил до кучи несколько небольших железяк. Все, забрасываю последний раз — и домой, а то уже и ноги коченеть стали, хоть и в теплые сапоги обуты.

Магнит тянется легко, ни за что не цепляется. Хорошо, значит, тут железяк нет. Вытаскиваю и вижу, что на моем магните висят две конусообразные «сосиски», явно не металлические. Присмотрелся и обалдел, как в тот раз, когда из этого же залива пулемет вытащил!

Это были самодельные нунчаки из эбонита. Поймал их магнит, потому что между собой они были соединены стальной цепью. Вот за эту цепь и примагнитились.

Поймал их магнит, потому что между собой они были соединены стальной цепью / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

Ну что, опять полицию вызывать? Как-никак разновидность холодного оружия ударно-раздробляющего и удушающего действия. Так ведь на смех поднимут! Сейчас в любом специализированном магазине можно без всяких разрешений приобрести любые ножи, мачете, сувенирные сабли и мечи, арбалеты, пневматические ружья и пистолеты… А тут какие-то две эбонитовые палочки на цепочке, которыми тридцать лет назад разбивали друг другу черепа коптевская шпана, рэкетиры и даже братва из различных организованных преступных групп.

Выходит, не в простом заливе Большого Садового пруда  экологию в порядок привести решил. Теперь уже сомнений не было - сюда сбрасывали огнестрельное и холодное оружие тогдашние бандюги.

Теперь, наверное, многих и в живых нет, а мне вот доставать по случаю их барахло пришлось. Не удивлюсь, если еще что-то в этом роде выловлю. А еще говорят, что два снаряда в одну воронку не падают. Оружие, конечно, в большей степени историческое, но все же решил его «запротоколировать».

На ивовом кусте почки стали распускаться / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

В это время по берегу прогуливалась молодая пара. Попросил молодого человека запечатлеть меня с выловленным железом и средневековым китайским оружием.

— Знаете, что это такое? — спрашиваю молодого человека, который согласился на мое предложение стать на минутку фотокорреспондентом нашей газеты.

— Это нунчаки, — безошибочно определил Паша, с которым успел уже познакомиться, — используются в восточных боевых единоборствах. Серьезная штука. Кость руки или ноги пополам с одного удара переломить можно, а если по башке, так и вообще кранты!

— Точно. А историю этого оружия знаете? — спрашиваю Павла и его спутницу.

— Кажется, из Японии родом, но точно не знаю, — отвечает парень.

Это нунчаки, используются в восточных боевых единоборствах / Фото: Андрей Федоров, «Вечерняя Москва»

— А история этого средневекового оружия такова. В ХVII  веке японские захватчики оккупировали китайский остров Окинаву, запретив местным дворянам и жителям носить мечи, ножи, луки со стрелами и прочее оружие. Тогда хитрые китайцы в качестве самообороны стали использовать сельскохозяйственное орудие труда для обмолачивания риса. В Китае оно называется нунтяку. Это две небольшие деревянные палочки, скрепленные между собой веревкой или цепью. Именно то, что мы сейчас видим. Потом и другие китайцы, живущие на материке, переняли опыт окинавцев и даже его расширили. Стали изготавливать нунтяки с металлическими набалдашниками и шипами, превратив мирное сельскохозяйственное орудие труда в смертоносное оружие.

Однажды мне довелось быть в длительной служебной командировке по Поднебесной и побывать в Шаолиньском монастыре, увидеть, насколько виртуозно некоторые монахи владеют этим оружием. Они в настольный теннис ими играли! Вот какие мастера!

А у нас в тогдашнем еще СССР нунчаки появились в середине 1980-х годов, после того как в видеосалонах повсеместно стали крутить фильмы с участием легендарного Брюса Ли. Например, «Кулак ярости», «Игра смерти», «Возвращение дракона», где актер расправляется с толпами плохих японцев и бандитами именно при помощи нунчак. После этих фильмов у каждого пацана имелись пресловутые деревянные двухзвеньевые дубинки. Правда, мода на них быстро прошла. Правоохранительные органы стали классифицировать нунчаки как холодное оружие, и за его ношение и хранение по статье 222 УК РФ грозил реальный тюремный срок. Думается, и от этих нунчак кто-то решил избавиться именно по этой причине.

Сегодня, наверное, многие молодые люди даже не слышали об этом некогда популярном у нас в стране самодельном оружии, которое можно было за час изготовить из двух ножек старой табуретки и куска капронового толстого шнура.

amp-next-page separator