Получая товар на почте, пока не осмотрите посылку, ставить свою подпись на извещении не следует. На фото Алина Фролова / Фото: Наталья Феоктистова, «Вечерняя Москва»

На что москвичи тратят деньги

Общество
Структура потребительских расходов в Москве в последние годы существенно изменилась.

Так, например, резко снизилась доля расходов москвичей на питание. Если в 2000 году мы тратили «на еду» около 41 процента всех доходов, то сейчас — только около 26 процентов.

При этом в четыре с лишним раза выросла доля расходов на питание вне дома — с 1 до 4,3 процента в структуре расходов домохозяйства.

— Не нужно думать, что москвичи массово бросились прожигать жизнь в ресторанах. Большая часть расходов на питание вне дома — это обеды в столовых при офисах, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Важно то, что практически все москвичи могут себе эти обеды позволить. Все меньше людей приносят продукты с собой. При этом, надо признать, популярность ресторанов тоже растет.

В последние годы, впрочем, по словам эксперта, потребительский спрос сдвинулся в сторону фастфудов — где ниже средний чек, а также стритфуда: всевозможных киосков с кофе и нехитрыми снеками. Такие точки общепита, во-первых, недороги, а во-вторых, позволяют перекусить буквально на бегу, что для московского ритма жизни довольно важно. Очень существенно — с 16,9 до 29,4 процента — выросли расходы на оплату разного рода услуг.

— Прежде всего, конечно, речь идет об уходе за собой — стрижке, маникюре-педикюре и занятиях в фитнес-центрах, — пояснил Виктор Кудрявцев. — К тому же москвичи стали чаще ходить в кино, посещать театры, путешествовать, что тоже входит в графу «расходы на оплату услуг».

А вот тратить на алкоголь москвичи стали меньше: расходы упали с 2,2 до 1,7 процента.

— Это особенно отрадно с учетом роста цен на сам алкоголь, — пояснил эксперт. — Ведь в России постоянно растут акцизы на спиртное, да и само производство дорожает из-за инфляции. Но большинство москвичей это мало волнует, потому что пьют они действительно все меньше.

При этом, как говорят маркетологи, меняется структура потребления алкоголя — от крепких напитков мы переходим к вину, т.е. от северного типа потребления к европейскому. Расходы на покупку непродовольственных товаров в структуре потребления по сравнению с 2000 годом практически не изменились.

— Но в последние два года, по данным статистики, они неуклонно растут, — пояснил Виктор Кудрявцев. — Главная причина — реализация отложенного спроса. В 2014– 2015 годах многие, испугавшись кризиса, стали экономить. Не покупали новую мебель, не меняли машины, не ехали отдыхать за границу.

Когда стало ясно, что обвала и ужаса не произошло, стали отложенные деньги тратить. Помогли, по словам эксперта, и относительно низкие кредитные ставки, которые последние два года активно падали. В итоге многие купили в кредит автомобиль, а кто-то замахнулся и на ипотеку, благо предложенные банками условия позволяли.

— В 2019 году, думаю, кредитование, в том числе ипотечное, снизится, потому ставки поползли вверх. Тратить на «большие» покупки мы станем несколько меньше. А вот доля расходов на продукты несколько вырастет, — считает эксперт. — Возможно, чуть снизится доля расходов на питание вне дома. Но глобальных изменений в их структуре не произойдет — к этому нет предпосылок.

amp-next-page separator