Русский врач-терапевт Сергей Петрович Боткин. Портрет работы художника И.М.Крамского / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Врачи не посрамили имя Сергея Боткина

Общество

Эту дату торжественно отмечают в одной из ведущих клинических больниц города - Боткинской больнице, где в среду, 19 сентября, состоится крупная медицинская научно-практическая конференция памяти Сергея Петровича (программу конференции можно посмотреть на сайте больницы).

Откроется мероприятие, как нам сообщил главный врач больницы профессор Владимир Яковлев, возложением цветов к памятнику С.П. Боткину на территории больницы.  В стенах этого медицинского учреждения Сергей Петрович никогда не работал. Больница была открыта более ста лет назад на деньги московского купца и мецената Козьмы Солдатенкова, имя которого и носила в первые годы своего существования. Однако в декабре 1920 года, отмечая 10-летие больницы, Московский Совет депутатов принял постановление о переименовании Солдатенковской в больницу имени С.П.Боткина, вклад которого в развитие всей отечественной медицины огромен и бесспорен.      

Из купцов во врачи

Судьбу будущего великого врача решил Его Величество Случай. Происходил Боткин из исконно русской купеческой семьи. Отец Петр Кононович занимался торговлей чаем и, желая приобщить к успешному бизнесу сына, справедливо рассудил, что сначала неплохо бы овладеть точными науками, с чем отправил Сергея учиться в университет. Однако от математики пришлось отказаться: к моменту поступления в это учебное заведение вышло постановление императора Николая, которое разрешало свободный доступ для недворян только на медицинский факультет.  

Учился он у известных профессоров — физиолога Глебова, патолога Полунина, хирурга Иноземцева, терапевта Варвинского.

Подружился с сокурсником И.М. Сеченовым, впоследствии также ставшим выдающимся врачом. Летом 1854 года участвовал в ликвидации эпидемии холеры в Москве. В 1855 году окончил Московский университет, получил звание «лекарь с отличием». В том же году участвовал в Крымской кампании под началом Н.И. Пирогова в качестве ординатора Симферопольского госпиталя.

Именно в этот период впервые сформулировал концепцию военной медицины и правильного питания солдат: «Добиться того, чтобы кусок мяса или хлеба, назначенный больному, дошёл до него в полной сохранности, не уменьшившись до минимума, дело было нелёгкое в те времена и в том слое общества, который относился к казённой собственности, как к общественному именинному пирогу, предлагаемому на съедание… По распоряжению Пирогова мы принимали на кухне мясо по весу, запечатывали котлы так, чтобы нельзя было вытащить из него объёмистого содержимого, тем не менее всё-таки наш бульон не удавался: находили возможность и при таком надзоре лишать больных их законной порции».  

В конце 1859 года Боткин был приглашен в клинику терапии Медико-хирургической академии (Санкт-Петербург), где в возрасте 29 лет защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицины на тему «О всасывании жира в кишках» и назначен исполняющим обязанности адъюнкта при терапевтической клинике. В 1861 году благодаря письму студентов (начальство прямолинейного, бескомпромиссного Боткина недолюбливало) занял место заведующего клиникой.  Блестящий диагност  Уже через год по всей стране прогремела слава о молодом профессоре как о необыкновенно точном диагносте. Кроме того, он обладал выдающимся педагогическим талантом, благодаря чему из его клиники вышли профессора, возглавившие кафедры на медицинских факультетах многих российских ВУЗов, ректоры университетов, руководители научных институтов – в частности, будущий Нобелевский лауреат, академик Иван Павлов.  

В 1865 году С. П. Боткин выступил инициатором создания эпидемиологического общества, целью которого была борьба с распространением эпидемических заболеваний. Общество занималось изучением чумы, холеры, тифов, натуральной оспы, дифтерии и скарлатины. Наблюдая заболевания печени, протекающие с высокой температурой, С. П. Боткин впервые описал болезнь, которую до него считали желудочно-кишечным катаром с механической задержкой жёлчи. Болезнь, как указывал С. П. Боткин, тянется несколько недель, в дальнейшем может привести к тяжелейшему осложнению — циррозу печени. Отыскивая причины болезни, С. П. Боткин пришёл к выводу, что источником заражения служат загрязнённые пищевые продукты. Этот вид катаральной желтухи он отнес к инфекционным болезням, что и было подтверждено в дальнейшем. С тех пор вирусный гепатит А называют «болезнью Боткина».

Сергей Боткин стоял у истоков женского медицинского образования в России. Именно он в 1874 году организовал школу фельдшериц, а в 1876 — «Женские врачебные курсы». Это его сегодня надо благодарить за то, что в нашем здравоохранении так много женщин. Активная жизненная позиция, интерес к общественной деятельности позволили врачебной общественности избрать С. П. Боткина председателем Общества русских врачей, которым он руководил до самой кончины.

Одновременно он был членом главного управления Общества попечения о раненых и больных воинах, гласным Петербургской думы и заместителем председателя Комиссии общественного здравия Санкт-Петербурга. Будучи первым русским лейб-медиком императорской семьи, он не гнушался самой «грязной» работы, считая её не менее важной, нежели лечение особ царских кровей: с первых лет существования Александровской барачной больницы стал её активным попечителем, и с тех пор в народе Санкт-Петербургская инфекционная клиническая больница им. Боткина зовется «боткинскими бараками», хотя бараков давно нет… Во многом именно благодаря деятельности С. П. Боткина появилась первая санитарная карета - прообраз будущей «скорой помощи».

Здоровье и жизнь

На похоронах Боткина его ученик Иван Павлов сказал, что «Сергей Петрович был лучшим олицетворением законного и плодотворного союза медицины и физиологии – тех двух родов человеческой деятельности, которые на наших глазах воздвигают здание науки о человеческом организме и сулят в будущем обеспечить человеку его лучшее счастье – здоровье и жизнь»…  

«Сергей Боткин был одним из величайших деятелей отечественной медицины, труды которого имеют огромное значение и для нашего времени, - говорит заместитель главного врача Боткинской больницы Владимир Алексеев. – Для отечественной медицины Боткин – это целая эпоха. Ведь до него русская медицина носила преимущественно описательный характер: врач изучал историю болезни, подмечал внешние проявления заболевания - симптомы, что позволяло ему правильно ставить диагноз. Новое направление, которое получила клиническая медицина благодаря С. П. Боткину, развивается вплоть до наших дней. Именно он привлек на помощь науку физиологию, что впервые создало необходимость организации клинических лабораторий, без которых сегодня немыслимо ни одно медицинское учреждение. Современный диагноз часто немыслим без лабораторных и инструментальных исследований - бактериологического, гематологического, биохимического, рентгенологического, электрокардиографического. Эти исследования необходимы не только для диагноза, но и для понимания существа болезни, ее происхождения».  

Развивая физиологическое направление в клинике, Боткин первым привил ей не только лабораторный, но и экспериментальный метод. Основным объектом эксперимента в клинических целях, по Боткину, должны служить животные. Этот подход, который стоит на службе медицины и поныне, впоследствии был успешно продолжен и развит Павловым. Именно эксперимент дал клиническим врачам возможность вскрывать механизмы болезни, а заодно стал толчком к развитию таких дисциплин как экспериментальная терапия и фармакология.  

«Сегодня, оценивая значение работ Боткина, мы можем отметить несколько их основополагающих принципов, - говорит Владимир Алексеев. - Вот лишь два из них. Первый – то, что в развитии болезненного процесса Боткин, а следом за ним и Павлов, придавал ведущее значение нервной системе. В наше время это учение стало основой медицинской науки, доказана тесная и постоянная связь между высшими нервными аппаратами (корой головного мозга) и внутренними органами. Второй принцип, лежащий в основе боткинского понимания клинической медицины, состоял в том, что болезнь не охватывает тот или иной участок тела или отдельный орган, а влияет на весь организм. Наш организм – целостная система, и сегодня с этим утверждением не станет спорить ни один врач».   

Умение сострадать

Боткина отличал острый ум и блестящий талант. Однако главной чертой Боткина как врача было сострадание к людям. В передовой статье одна из самых известных еженедельных медицинских газет того времени «Медицинский Вестник» писала: «Слухи о чутком, сердечном отношении знаменитого клинициста к страданиям родной земли, к ее нуждам, к ее несчастьям поддерживали всегда живую связь между ним и лучшими сынами отчизны».  

«Мы не подвели Сергея Петровича, не посрамили его имени, - говорит Владимир Яковлев. – Сегодня наша больница – одно из крупнейших многопрофильных медицинских учреждений страны, оборудованное по последнему слову науки и техники. Несмотря на трудности переходного времени, мы оснащаемся новым высокотехнологичным оборудованием, открываем новые отделения. Предмет нашей гордости – навигационные системы, которые мы стали использовать в нейрохирургии,  травматологии, урологии, отоларингологии. Это системы, которые путем точного наведения на тот или иной орган позволяют доктору работать точечно, абсолютно исключая повреждение близлежащих тканей. Это очень современная методика, и клиник, где она используется - единицы. Еще один революционный метод – эндопротезирование крупных суставов через микродоступ – крошечный разрез на коже. Это малоинвазивная методика, позволяющая пересадить крупный сустав и восстановить его двигательные функции без серьезной кровопотери. Причем возраст здесь не имеет значения: мы берем и пожилых пациентов – таких, кому далеко за 70 и даже за 80, что раньше было совершенно невозможно. Говорить о наших брендах можно очень долго, но главное, чему бы, наверное, порадовался Сергей Петрович, - это то, что пациент для нас является центральной фигурой, а не помехой в работе, как, увы, нередко бывало в приснопамятные советские времена. И это не красивые слова, а требования времени, связанные с борьбой за пациента, когда успеха достигает только тот, кто имеет хорошие показатели в работе, кто неравнодушен к своим пациентам. Другие врачи нам не нужны».

amp-next-page separator