Лекция радиоведущего Кирилла Кальяна в школе «Новый Фейерверк» в редакции газеты «Вечерняя Москва» / Фото: Игорь Ивандиков, «Вечерняя Москва»

Кирилл Кальян: «Радио – это закрытая комната кнопка и пульт. И ни малейшей возможности сфальшивить…»

Общество

Кирилл Кальян: «Радио – это закрытая комната кнопка и пульт. И ни малейшей возможности сфальшивить…»

В его творческой биографии - сотни радиоэфиров на станциях "101", "Наше радио", "Серебряный Дождь", радио "Комсомольская Правда", множество собственных рок-фестивалей, а также несколько лет работы ведущим передачи "Ночной VJ" на "Дарьял-ТВ".

Школа «Новый фейерверк» открыла свои двери талантливым юнкорам весной этого года. Главный редактор газеты «Вечерняя Москва» Александр Куприянов, который основал и ведет этот проект, приглашает на встречи с юными дарования известных и состоявшихся журналистов, истинных профессионалов своего дела с тем, чтобы на мастер-классах ребята могли пообщаться с «мэтрами» ремесла, услышать от них о секретах и возможностях профессии, задать им вопросы и вынести для себя что-то нужное и новое. Так, свое представление о профессии «телевизионщика» начинающие юнкоры смогли составить со слов журналиста, писателя и телеведущего Льва Новоженова, о фотожурналистике – от первоклассного фотографа, фотокорреспондента, фоторедактора - Андрея Поликанова. На этот раз пришло время знакомства с радио. Именно для этого Александр Куприянов пригласил в редакцию «Вечерней Москвы» Кирилла Кальяна.

Кирилл остался верен своему "фирменному стилю". Эмоционально, легко, играючи и с юмором, он поделился с ребятами секретами профессии, рассказал о проблемах, с которыми приходилось и приходится сталкиваться, и о своих «рецептах» их решений.

Нужно отметить, что путь в профессию у Кирилла складывался не безоблачно. Еще во времена советской школьной юности, прознав про увлечение Кирилла радио, учителя признавали в нем творческие и литературные способности, но упорно твердили о том, что «в Советском Союзе на радио заработать денег нельзя!» Позже, когда мечта окончательно оформилась и Кирилл признался в этом отцу, итог был ошарашивающим: родитель не разговаривал с сыном целый год. Но, превратности судьбы не остудили пыла юного радиолюбителя. Не смотря на тернии, Кирилл уверенно шел к своим звездам.

"Уже тогда я для себя понял одну вещь, - говорит Кирилл. - На радио нельзя приходить как на работу. Там нужно служить, как служат в театре. Твоя задача – дарить людям радость. И на сколько ты правильно и хорошо это делаешь, ты узнаешь сразу по откликам твоих слушателей, по их звонкам на радиоэфир. Радио – это закрытая комната, - продолжает Кальян. - У тебя есть только кнопка и пульт. И еще телефон, по которому люди с тобой общаются и задают вопросы. Но, не смотря на твою «невидимость», сфальшивить, слукавить при этом нельзя. Иначе ты моментально услышишь в ответ знаменитое станиславское Не верю!"

Надо сказать, что в искренность Кирилла поверили и пользователи, смотревшие в Интернете  прямой эфир, транслируемый «Вечеркой-ТВ». Практически сразу же в чате начали появляться вопросы, которые люди задавали радиоведущему. Интересовало многое. Начиная от уверенности в правильности избранного пути и заканчивая желанием и возможностью передать собственное мастерство по наследству.

Кирилл постарался кратко и четко, вместе с тем емко и информативно ответить на все вопросы.

- Я мечтаю быть радиоведущим. Как «поставить» тембр голоса?

- Купить радиомикрофон и наушники. Необходимо слышать свой голос в наушниках. У меня есть приспособления, которые я всегда на эфиры вожу с собой: это такая баночка и поролоновая губка, которую я на нее надеваю. Затем я прикасаюсь губами к микрофону и «ищу» свой тембр.

- Какое радио Ваше любимое?

- Люблю радио, где играют хорошую музыку и мало говорят. А хвалить или ругать какие-то радиостанции в прямом эфире – это моветон.

- Где обучают на радиоведущих?

- Нигде. Планов по этому поводу было много. Но, как оказалось, к сожалению, научить «работать» на радио нельзя. Это в человеке либо есть, либо – нет.

Была как-то одна история по этому поводу. Еще в начале 90-х на журфак МГУ приехали представители многих ведущих и модных радиостанций страны. Нам хотелось посмотреть «ресурс» и, возможно, отобрать кого-то для себя. Аудитории задали один-единственный вопрос: «Почему бы Вы хотели идти работать на радио?» Ответом была гробовая тишина. И только одна девочка сказала: «Да вы сами скажите, что именно нам нужно ответить… Ну мы и ответим…» Мы поняли, что этот путь бесперспективен.

Необходимо представить программу, которую ты хочешь сделать, аудиторию, которой это будет интересно и для которой ты будешь работать. И себя. Если есть что сказать – значит, твое.

- Расскажите о самом курьезном случае в эфире.

- Однажды вечером заснул в прямом эфире на 40 минут… Усталость была жуткая! Я поставил песню, положил голову на пульт и решил 4 минуты, пока звучит песня, поспать… 40 минут меня не могли разбудить. Открываю глаза – тишина. Включаю микрофон и говорю: «Добрый вечер, мальчики и девочки любого возраста! Вы прослушали сингл Андрея Феофанова «Концептуальная тишина!»

- Какими целями должен руководствоваться молодой радиожурналист?

- Ему необходимо всегда помнить, что эта профессия не только прекрасна, но и опасна. Ты на некоторое время можешь изменить историю, или отношение к ней. Ты должен четко знать, что сказать.

- Что читаете?

- Довлатову, Соколова, книги о Джоне Ленноне. Люблю книги, которые производят на меня дикое впечатление: Макс Фрай, к примеру.

- Вас узнают на улице?

- Это не очень приятно. Лучше, когда узнают голос. Вместе с тем, я у себя на даче храню все написанные мне фанатами письма.

- Ваше ощущение от первого эфира?

- Я подготовился, написал краткий конспект, что и за чем я буду говорить и делать на первом  часе своего эфира. Но, «добрые» коллеги вытащили у меня эту бумагу. Ощущения не передаваемые! Я 15 минут рассказывал об интимных подробностях жизни Нуриева, Меркьюри, пьянстве Осборна и т.д. В общем, за эти 15 минут эфира меня выгнали с работы, посчитав, что они были слишком информативными. Правда, через год мой тогдашний руководитель извинился передо мной. И я ему за это искренне благодарен.

- Что бы Вы посоветовали тем, кто хочет избрать для себя этот путь?

- Очень много читать, любить музыку  и радиоэфир. Знания необходимы для  того, чтобы  не выглядеть, простите, «бараном» в эфире. Ты должен всегда уметь «подхватить» разговор, продолжить его, а иногда и перевести в шутку. Радиоэфир – это сказка, которая должна начаться и закончиться. И при этом она должна быть украшена хорошей музыкой.

- Как Вы относитесь к тому, что в радиожурналистику все настойчивей «приходят» компьютерные технологии?

- Я считаю, что даже в компьютерный век будут цениться люди, умеющие хорошо работать и без техники и гаджетов.

Юнкоры с интересом слушали Кирилла Кальяна и сами задавали ему вопросы.

- Что делать, если ты, к примеру, ошибся в эфире?

- Обязательно извиниться! Ошибки необходимо признавать. Люди, которые слушают тебя должны чувствовать, что ты - живой человек. На радио необходимо быть искренним. Иначе от тебя просто отвернутся.

- Как начинать и заканчивать эфир?

- У каждого должна быть своя «фишка». Этот стиль нужно найти самому. Меня узнают по моему оригинальному  «Здравствуйте девочки и мальчики любого возраста!» и «Бай-бай хулиганы и до встречи!»

- Может ли стать радиоведущей девушка, или это только мужская профессия?

- Безусловно, может. И есть примеры. Мне, к слову, на День рождения радиослушатели подарили машину. Девушкам дарят дома, самолеты и т.д. Но, девушкам сложнее. Вести себя при этом нужно в соответствии со своими принципами, с выбранной жизненной позицией.

- Хотели бы Вы передать свою профессию по наследству?

- Наверное, хотел бы. Но Бог пока детей не дал, да и жены  тоже.  Условия профессии таковы, что ухожу вечером, прихожу под утро… К этому приспособиться трудно.

- Каким был Ваш самый долгий эфир?

- 12 часов в радио, 4 с половиной часа в телевизионном эфире.

- Продолжая тему разговора, Александр Куприянов отметил,  что прямой эфир, и особенно радиоэфир – вещь чрезвычайно захватывающая. Здесь ты в полной мере ощущаешь остроту профессии: тебя слышат миллионы людей, которые в любую минуту тебе могут позвонить  и задать вопрос. И та самая «кнопка» в твоих руках.  Очень важна твоя энергетика, твой эмоциональный настрой, посыл, который ты хочешь донести людям.

Заканчивая встречу с юнкорами Кирилл Кальян обратился к ним с неким напутствием. «Если кто-то из Вас решит посвятить себя профессии радиоведущего, обязательно слушайте свое сердце. Кроме усталости, вы должны получать фантастическое удовольствие от работы. Удовольствие настолько огромное, что оно не сравнимо ни с чем.

Иначе – все не имеет смысла».

amp-next-page separator