Почему «горят» горящие туры
Подходит, увы, к концу летний сезон, такой всегда непростой, долгожданный и для туристов, и для работников турбизнеса. Сейчас даже в качестве «горящих» фигурируют туры на конец августа – начало сентября, а путешественники, привыкшие все планировать заранее, собираются на отдых в «бархатный» сезон, ранней осенью. Стало быть, подведение некоторых итогов нынешнего лета вполне уместно. И разговор пойдет как раз об этих самых «горящих», столь желанных для туристов и так мешающих (мягко скажем) нормальному течению бизнес-процессов в туризме.Для начала, определимся с понятиями. Что такое «горящий тур», как он появляется и в чем его отличия? Если в двух словах, то для туристов отличие одно – приятно маленькая цена, а все остальные условия - точно такие же, как у тех, кто купил этот тур еще в «холодном» состоянии, да и для турагентов почти никаких отличий, кроме, может быть, невеликой комиссии. А вот для туроператоров – недополученная прибыль, а то и немаленькие убытки, ежегодная головная боль, порой, «угроза жизни».Когда они «горят»? Все разнообразные причины можно, в принципе, объединить: заранее выкупленных туроператором мест в отелях и кресел на борту самолета больше, чем желающих эти места и кресла занять. Отсюда вполне естественное и экономически оправданное желание туроператора минимизировать свои потери и продать турпакеты, пусть и без прибыли, даже с убытками, но не потерять все. И если такие туры (даты вылетов) единичны, можно считать, что и клиенту повезло, да и туроператор, в общем-то, спокоен. Но мы каждый год видим, читаем, что месяцами «горят» целые направления. Если обратиться к рубрике «Горячее лето 2013» в «Вечерке», то практически в каждой информации о горящих турах увидим приглашения в Грецию, Хорватию, Тунис. Что за этим стоит и «кому хорошо»? Попробуем разобраться.Случается, что спрос на какое-то направление падает по вполне объяснимым и объективным причинам, таким, как политическая нестабильность или природные катаклизмы. И такую ситуацию ни предвидеть, ни исправить, увы, не получится. Но, к сожалению, год от года туристический рынок виртуозно исполняет «танец на граблях», основными «па» которого являются «лишние» самолеты, желание, во что бы то ни стало «занять свое место на направлении», не считаясь ни с какими резонами и не считая (в прямом смысле) возможных потерь - своих и не только. Что мы получаем (ежегодно!) в результате такого, с позволения сказать маркетинга? Конечно, количество отправленных в страну «Х» туристов резко возрастает, о чем мы потом с интересом прочтем в красочном отчете соответствующего российского представительства министерства по туризму. Но является ли этот результат отражением реального спроса, интереса к стране или наполовину объясняется неожиданно «сладкой» ценой? Поскольку всем понятно, что вопрос риторический, о реальном росте интереса к стране говорить, смысла нет. Какая картинка рисуется, если подумать о будущем? Не буду говорить об убытках наших туроператоров, но отрицательный результат такой политики «агрессивного выхода на рынок» скажется и на принимающих компаниях, и на имидже страны. На чем зарабатывают «принимающие компании»? В основном на экскурсионном обслуживании. А какие серьезные экскурсии закажет турист, купивший тур «за две копейки» и взявший с собой еще «полторы» на всякий случай? Ответ очевиден. А путешественник, долетевший до нового берега и не имеющий возможности увидеть ничего, кроме этого самого берега и отеля, на нем стоящего, что запомнит и что расскажет друзьям о своей поездке?Какой вывод напрашивается? Скорее всего, «горевшие» большую часть лета туры в Грецию, не добавят популярности (и без того немаленькой) этой стране, о прибыли и говорить не приходится. А поможет ли это по-иному спланировать следующий сезон? Каждый год надеемся, что, да, поможет… Но сегодня, анализируя уже финиширующий сезон, можно констатировать, что в довольно жесткой и агрессивной борьбе за направление победили… греческие отели, точнее, их владельцы, ведь загрузка была выше всех похвал, а значит, планируя следующий сезон, хотельеры, скорее всего цены на размещение поднимут. Но за загрузку нынешним летом греческие отели должны благодарить не объективное развитие бизнеса, а российских туроператоров-спонсоров. И какие сценарии развития нас ждут? Либо существенная корректировка полетной программы, «секвестирование» спонсорского бюджета и, как следствие, рост цен на туры, либо еще более серьезные убытки туроператоров, которые не захотят поступиться «завоеванными плацдармами». К слову сказать, некоторые из игроков греческого рынка в процессе работы пытались оптимизировать полетную программу, которая изначально была составлена с серьезным профицитом мест, но результатом стало серьезное неудовольствие туристов (вполне, впрочем, объяснимое): мало кого порадует перспектива лететь на Санторини с посадкой на Закинтосе. Какой вывод, спросите вы? Да, в общем, самый банальный: не стоит доказывать туристам, что они, туристы, этим летом больше любят Грецию, чем Турцию, поднимая эскадрильи самолетов и рискуя устойчивостью бизнеса.И еще пара слов о планировании. О введении виз в Хорватии известно было достаточно давно. Можно было предполагать (и ведь предполагали), что и спрос будет меньше, и с консульским обслуживанием не сразу все наладится, и, соответственно, скорректировать. Справедливости ради здесь следует отметить, что хорватские хотельеры оказались на редкость неуступчивы и не пошли на смягчение условий контрактов, буквально заставив туроператоров брать блоки мест в отелях на весьма жестких (как обычно) условиях. Правда, сейчас, когда падение рынка оценивается в 30 процентов, пытаются оправдать свою неуступчивость тем, что «год назад было известно о введении визы, но никто не предполагал, что на рынке появится новый и весьма амбициозный игрок».Почему-то возникает в голове пример о разных подходах к ландшафтному дизайну: одни прокладывают дорожки в парке сразу и так, как видится архитектору, а другие асфальтируют тропинки, проложенные горожанами.Что хочется сказать в завершение? «Все на тушение горящих туров»! Вовсе нет. Вспомните, мы начали с того, что для путешественника туры, «горящие» и «холодные», в идеале отличаются только ценой (в лучшую для туриста сторону) без ущерба для содержания и качества. И если наш рынок, оптимизировавшись, не будет заранее планировать потока заведомо убыточные проекты, а будет чутко и четко реагировать на единичные «отказы», локальные спады спроса и иные объективные причины специальными предложениями, это будет подарком счастливчикам, успевшим первыми узнать, оформить отпуск, достать паспорт с заветной мультивизой и купить тур.