Дом, похожий она корабль

Общество
Во вторник, 10 февраля, исполнилось 125 лет со дня рождения поэта, переводчика, лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака. Эта дата — повод побывать в Доме-музее Пастернака в Переделкине (Внуковское поселение).

ПО ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ

«На даче спят. В саду, до пятПодветренном, кипят лохмотья.Как флот в трехъярусном полете,Деревьев паруса кипят» 

Писал поэт в этом доме, похожем на корабль. Здесь он жил с 1939 года. На эту переделкинскую дачу семья поэта перебралась в 1936-м.

В доме-корабле, который стоит в окружении сосен, Борис Леонидович жил и творил до самой смерти и похоронен неподалеку, на Переделкинском кладбище.

Писатель Вениамин Каверин писал: Пастернак жил в Переделкине «так, как будто сам создал его по своему образу и подобию». Это место, где были написаны лучшие стихи поэта, есть в его творческом наследии цикл, посвященный Переделкину. Здесь был дописан роман «Доктор Живаго».

Знаменитый цикл «Стихотворения Юрия Живаго» — последняя, поэтическая глава знаменитого романа. Это отсюда самые известные и любимые строки:

Мело, мело по всей Земле,во все пределы,Свеча горела на столе,свеча горела… 

Пастернаковский «Гамлет», в котором теперь так уловимо звучат напряженные нотки Высоцкого, тоже написан здесь: 

Гул затих. Я вышел на подмостки,Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоскеЧто случится на моем веку. 

ЗА ЧТО "УБИЛИ" РОЯЛЬ

После смерти Пастернака дом постепенно превращался в неофициальный музей. Все здесь осталось так, как было при жизни поэта. Бережно сохранены его вещи. Но так было не всегда. Хранитель музея, внучка Бориса Леонидовича Елена Пастернак, вспоминает, как в 1984 году их выселяли.

— Наши бедные работяги понемногу вошли во вкус и стали выбрасывать из окон кабинета книги и картины, — рассказывает она. — Труднее всего им пришлось с роялем. Его нужно было разобрать на части. Гэбисты посматривали на часы, топтались на месте, но молча стояли по углам. Рабочие пришли с топорами и разбили крышку рояля пополам, потом принялись за ножки.

Того самого рояля фирмы «Бехштейн», на котором играли выдающиеся пианисты Генрих и Станислав Нейгаузы, Святослав Рихтер и Мария Юдина…

ПУТЕШЕСТВИЕ СОСТОИТСЯ!

Вещи пришлось развести по друзьям. В 1990 году, в год столетия поэта, дача Пастернака приобрела статус дома-музея. Первым его хранителем стала вдова младшего сына поэта, Наталья Пастернак. Так что 10 февраля в Переделкине был двойной юбилей: 125-летие поэта и 25 лет со дня открытия музея.

— В юбилейный год Пастернака больше посетителей? — спрашиваю директора музея Ирину Ерисанову.

— Съемочных групп — да! — улыбается она. — А к весне и школьных экскурсий будет больше.

Роль экскурсовода изредка берет на себя Елена Пастернак, хранитель музея, дочь младшего сына поэта. Она помнит этот дом жилым, ее рассказ — бесценное свидетельство. Ее ближайшая «неотменяемая» экскурсия — 13 февраля: даже если придет один посетитель, путешествие по дому-кораблю состоится.

ГОЛОС ПИСАТЕЛЯ МОЖНО УСЛЫШАТЬ В ИНТЕРНЕТЕ

Услышать голос Бориса Пастернака можно на «Старом радио» (www.staroeradio.ru»). Это некоммерческий проект, который создал москвич Юрий Метелкин, собрав редкие фонограммы. Однажды собиратель голосов побывал в семье старшего сына Пастернака Евгения Борисовича и убедил записать воспоминания об отце.

— Евгений Борисович сделал все хорошо, — рассказывает Юрий. — Я горжусь этой работой, которая называется «12 вечеров с Пастернаком».

«12 вечеров» — это 14 часов фонограммы, которую можно свободно скачать в интернете.

Потом к Юрию обратились наследники младшего сына поэта, Леонида, попросив оцифровать пленку с записью голоса Бориса Пастернака.

— Запись была в плохом состоянии, — рассказывает Метелкин. — Выяснилось, что она была сделана тайно на квартире чтеца Сергея Балашова, который сотрудничал с «органами».

Многие приходившие к нему гости попадали под прослушку.

Кроме разговоров на пленке было записано шесть стихотворений в исполнении Пастернака. Три сохранились только на ней.

amp-next-page separator