В телестудии «ВМ» состоялся круглый стол на тему «Падение престижа профессии журналиста»
Мария Лукина, замдекана факультета журналистики МГУ:
- Для меня вопрос престижа профессии журналиста и конкурс на журфак МГУ — вещи абсолютно разного порядка. Конкурс при поступлении на наш факультет не падал никогда, и летом этого года составил 4–5 человек на место. Молодые люди, которые приходят к нам учиться, по-прежнему имеют идеалы служения обществу, хотя фильмов про российских журналистов давно никто не снимает.
Молодежь все больше смотрит кино про американских акул пера. Еще важный момент: в прошлом году мы наблюдали хорошую статистику — 80 процентов выпускников журфака остались в профессии. Другое дело, что у сегодняшних студентов совсем другие герои в профессии, чем у их предшественников. Раньше, к примеру, ребята хотели стать похожими на военного журналиста и поэта Константина Симонова. А в 2014 году по итогам голосования на журфаке МГУ «Человеком года» стал Андрей Малахов, в 2015-м победила Инна Чурикова.
Алексей Баранов, шеф-редактор журнала «Журналист»:
- Профессией журналиста денег не заработаешь, и я понимаю тех родителей, которые в ответ на вопрос, какими бы вы хотели видеть своих детей, отвечают: «Только не продажными журналистами». Чтобы прийти в эту профессию, надо журналистику любить. Что же касается престижа этого рода деятельности... Помните город Тольятти в лихие 90-е, когда там чуть ли не каждую неделю отстреливали редактора какой-нибудь газеты или известного городского журналиста? Тогда с нами разбирались именно таким образом.
А сейчас с журналистами разбираются несколько иначе — втаптывают имя в грязь, заваливают тоннами компромата, таскают по судам. Тем не менее сейчас есть молодые люди, которые, окончив факультет журналистики, приходят в солидное издание и пытаются его осовременить, сделать лучше, привносят собственные принципы и идеи. А где один такой молодой энтузиаст, там и двое, и трое.
Виктор Леванов, блогер:
- Есть весьма распространенное, но ошибочное противопоставление так называемых профессиональных журналистов и блогеров. Якобы это две конкурирующие группы, сражающиеся за аудиторию. На самом деле это категории совсем разного порядка .
Блогер, который занимается обозрением вкусовых качеств гамбургеров или формирует общественное мнение по поводу какого-либо продукта или явления, может заработать больше денег, чем иное региональное СМИ. В то же самое время блогерство — это изнурительная и бесконечная гонка за популярностью. У нас цель — заработать денег и популярности, мы по большому счету предприниматели. А вот журналисты, которые, простите за избитый стереотип, вскрывают пороки и язвы общества, — это уже совсем другое дело. Они работают за престиж, за то, чтобы никто никого не купил. И их самих не покупали и не продавали. Разумеется, если речь идет о честных журналистах.
Карина Пипия, социолог «Левада-центра»:
- Давайте для начала разберемся с таким понятием, как «престиж профессии». Это известность, основанная на высокой оценке и уважении в обществе. Это значительность профессии в глазах представителей общества. Однако своих будущих детей в качестве профессиональных журналистов ходят видеть лишь 6 или 7 процентов родителей, опрошенных нашими социологами.
На самом деле это не катастрофические цифры, как можно было бы предполагать. Все дело в востребованности профессии журналиста. В социальном запросе на эту профессию.
Сегодня ведь ни общество, ни власть не настраивают журналистов на решение определенных проблем в стране, не призывают разоблачать, вскрывать или препарировать какое-либо явление. А коль скоро нет общественного запроса на подобные действия, то и престиж профессии, «заточенной» под решение этих задач, будет неуклонно падать.