«Музеи. Парки. Усадьбы» — открой столицу заново
Зверушка-путешественница в музейном водовороте
Олимпиада включает основной этап и призовую игру. С начала октября до конца марта участники выполняют задания очно и через интернет. Самый интересный и масштабный тур — «Музейный водоворот». Во время него школьники приходят в музей или усадьбу и получают вопросы, ответы на которые можно найти, только посмотрев экспозицию.
В некоторых местах, например домах-музеях (музей-квартира Ф. М. Достоевского, Дом Гоголя и другие), обязательна экскурсионная программа, и только после нее можно выполнять задания. Внимательно прослушав экскурсию, участник быстрее находит правильный ответ. В других нужно быть более самостоятельным:
— Не возникает проблем ходить, например, по Зоологическому музею так, как ты хочешь. Но в маленьких музеях, где появляется скопление людей, не всегда просто, — подчеркнула Мария Войцик.
В отличие от музеев и усадеб выполнять задания по паркам можно только очно. Ответ на вопрос нужно обязательно подкрепить фотографией.
Одним из необходимых условий прохождения тура в парке является наличие зверушки-путешественницы. Ею может быть любимая игрушка или какой-то символ, который должен присутствовать на каждой фотографии из парка. Главное в «зверушке» — это уникальность. Так, лист бумаги вместо символа не может быть засчитан, а насчет плитки шоколада или апельсина на фото у организаторов возникало множество вопросов.
Конкурсы на любой вкус
Параллельно с основным этапом олимпиады проводится множество разнообразных конкурсов. Школьники могут выбрать наиболее интересные и близкие по духу соревнования и попробовать себя в чем-то новом. Самые удачные конкурсы каждый год повторяются, как, например, конкурс по Московскому метрополитену (участники ищут ответы на вопросы на станциях и объектах метрополитена) и «Лучшее фото из музея в социальной сети». Конечно, добавляются и новые мероприятия. Например, недавно завершился конкурс «Широка страна моя родная», на котором ребята рисовали свое видение одного из регионов России. Победители будут определены отдельно по каждому региону, и в качестве приза получат по почте открытки из того места, которое они выбрали при выполнении задания.
Гостеприимные музеи
Впервые музеи распахнули свои двери для участников олимпиады в ноябре 2013 года. Инициаторами соревнования стали два московских департамента: образования и культуры. Организацией мероприятия занималась целая команда специалистов из разных областей, работников музеев и Городского методического центра. Координировал подготовку и проведение олимпиады Центр педагогического мастерства.
Тогда в проекте участвовали 65 музеев, и на олимпиаду зарегистрировались почти 16 000 школьников. Но до финала дошли самые активные ребята, более 1500 человек.Соревнование быстро набрало популярность, и в этом году на первый этап подали заявки уже около 84 000 участников.
Олимпиада дает возможность музеям развиваться и привлекать большее количество школьников и взрослых. В этом году задания для ребят подготовили больше 100 музеев, парков и усадеб Москвы и Московской области.
Обойти 60 музеев за год — не проблема!
Несмотря на то, что в олимпиаде могут участвовать школьники всех возрастов, самыми активными являются учащиеся 1–7 классов. Дело не только в том, что старшеклассники уже с начала учебного года в полную силу готовятся к сдаче экзаменов, но младшим школьникам и соревноваться намного интереснее. Кстати, ребята из других регионов тоже могут участвовать в олимпиаде, но их крайне мало. Иногда они приезжают в Москву на каникулы и в это время совмещают приятное с полезным — посещают достопримечательности и выполняют задания.
По мнению организаторов, существует три группы участников: «Есть те, кто всю жизнь ходит в музеи с родителями, и для них нормально посещать 40 музеев в год. Они не только стремятся к победе, им интересен сам процесс. Ребята даже делают нам замечания, и иногда по делу. Такие школьники предпочитают обсуждать музеи и задания в официальной группе олимпиады ВКонтакте».
Некоторые ребята поражают своей активностью и любознательностью — в прошлом году организаторы олимпиады даже не поверили своим глазам, когда один школьник побывал за время соревнования аж в 60 музеях!
Вторая группа детей — те, кто до олимпиады практически не ходил на экскурсии.
— Им соревнование дает дополнительную мотивацию и обостряет любопытство, появляется стимул, — рассказала Мария. К тому же олимпиада дает возможность посетить практически любой музей Москвы.
Конечно, не обходится и без тех ребят, которые хотят не просто участвовать, а побеждать. Но такие школьники понимают, что они участвуют не одни и для победы нужно постараться — олимпиада очень массовая.
Культурный финал
До финала, как и во всех соревнованиях, доходят далеко не все. Лучшие из лучших приглашаются на призовую игру, которая состоится в одну из суббот апреля. Участников ждет интеллектуальная игра-прогулка по одному из исторических районов Москвы. Ребята будут выполнять задания, связанные с культурой и архитектурой столицы. Это могут быть памятники, здания, музеи, парки и другие достопримечательности.
Конечно, на момент возникновения олимпиады уже существовали культурные мероприятия для всех желающих, которые давали возможность свободно посещать любимые музеи и выставки, например знаменитая «Ночь музеев». Олимпиада же проводится с образовательной целью и дает школьникам всех возрастов возможность не только интересно провести время, но и получить новые знания, развить эрудицию и узнать любимый город с новой стороны.— Основная задумка олимпиады — сделать так, чтобы школьники ходили в музеи и им было интересно, — подытожила Мария.
СПРАВКА
Зверушка-путешественница — это какой-либо отличительный объект, который будет присутствовать на фотографиях в парках (то есть будет сфотографирован на фоне объекта из задания). Это может быть все что угодно: любимая игрушка, талисман или другой предмет. Участник выбирает его сам. Главное, чтобы у одного участника зверушка-путешественница была одинаковой на всех фотографиях из парков. У команды должна быть одна зверушка-путешественница на всех участников. Она нужна при ответе на конкурсные вопросы. Наличие ее на фото — подтверждение того, что фотография сделана самим участником, а не взята из какого-либо источника. Если на фото ее нет, то ответ на вопрос не будет засчитан.