Готовясь к олимпиаде, школьники посещают музеи, знакомятся с картинами и скульптурами / Фото: PHOTOXPRESS

Мир визуальных образов. Сегодняшние ученики — будущие преподаватели, работники музеев и кураторы выставок

Общество
Скоро начинается заключительный этап всероссийской олимпиады школьников. В этом году финальные соревнования пройдут в 14 городах России. О том, как готовятся московские школьники к заключительному этапу, нам рассказали тренеры московской сборной.

Искусство или мировая художественная культура (МХК) — один из 24 предметов в составе всероссийской олимпиады школьников. В отличие от соревнований по математике или физике, которые проводятся вот уже более 50 лет, олимпиада по искусству сравнительно молодая, проходит с 2010 года. Мы попробовали разобраться в особенностях олимпиады, специфике самого предмета и проблемах преподавания искусства в школе.

К сожалению, в большинстве обычных школ МХК считается «второстепенным» предметом, на его изучение отводится всего один час в неделю. Зачастую преподают его не специалисты, а учителя, которым не хватило «часов» по их профильному предмету. Итоговой аттестации по искусству тоже не предусмотрено. Даже на официальном сайте всероссийской олимпиады этот предмет помещен в раздел «Прочие».

И все же, судя по результатам уже прошедших трех этапов всероссийской олимпиады, большому числу учащихся интересно изучать искусство, в школах есть учителя, которые стараются вывести преподавание предмета на достойный уровень.

Ребята, которые успешно выступили на региональном этапе всероссийской олимпиады по МХК и собираются представлять столицу в финале, занимаются в Центре педагогического мастерства. Здесь проходит подготовка команды Москвы к заключительному этапу.

В этом году у московской команды по МХК поменялись тренеры, а они в свою очередь полностью сменили схему подготовки ребят.

Под руководством Анастасии Лосевой — кандидата искусствознания, старшего научного сотрудника Государственного института искусствознания, тренера сборной Москвы по искусству (МХК) — школьники восполняют пробелы в знаниях и изучают материал, на который в школе не бывает времени, или на который времени бывает мало, или этот материал почему-то был забыт. Тренируются на заданиях прошлых лет, преподаватели придумывают аналогичные. Но это лишь часть подготовки.

По субботам ребята ходят в музеи, на выставки, посещают архитектурные объекты. Анастасия Станиславовна специально составляет задания так, чтобы школьники не просто смотрели, но анализировали произведения искусства:

— Я большой сторонник того, чтобы мы имели дело с первоисточником, с реальными картинами, скульптурами или архитектурными памятниками. За этот год мы многое успели посмотреть. Но это все по желанию, поэтому состав ребят меняется и сложно рассчитывать на то, чтобы все посетили все и у всех был одинаковый бэкграунд.

Сложно научить детей понимать, анализировать и истолковывать произведения искусства за такой короткий срок.

— Мы давно живем в мире визуальных образов. При виде изображения мы должны картинки переводить в слова, а это не такая простая операция, этому учиться надо. Потому что неправильно подобранные слова — это неправильно решенная коммуникативная задача. Поэтому и «часов» по искусству в школе должно быть немало — четыре в неделю. Вот тогда бы визуальная культура и базовые знания были бы на хорошем уровне, — считает Анастасия Станиславовна.

Ребята уже прошли три отборочных этапа: школьный, муниципальный и региональный. Предсказывать что-то пока рано, да и не нужно, наверное, но уже сейчас можно сказать, что на заключительный этап команда отправится немаленькая.

В финале школьникам предстоит пройти два тура: теоретический и практический. Тех, кто справится со всеми трудностями олимпиады и успешно выступит в финале, будет ждать заслуженная награда — зачисление без экзаменов в любой профильный вуз страны и широкие возможности для профессиональной реализации. Ведь нынешние олимпиадники — это будущие художественные критики, работники музеев, кураторы выставок, преподаватели и даже сотрудники таможни.

amp-next-page separator